Государственное бюджетное учреждение дополнительно образования
Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
занятия
Тема: «Влияние средств выразительности хореографического искусства на характер джаз-модерн танца»
Лебедева Лариса Антоновна, методист
Тюрина Елена Андреевна, педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа
«Джаз-модерн танец»
ГБУ ДО Дом детского творчества Красносельского района
Санкт – Петербург
2016
Методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной(общеразвивающей) программе
«Джаз-модерн танец»
Тема занятия: «Влияние музыкально-художественных средств выразительности хореографического искусства на характер джаз-модерн танца».
Цель: Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности в области хореографического искусства через знакомство с особенностями средств художественной выразительности в джаз-модерн танце(7).
Задачи:
Обучающие
-
Расширить представление учащихся о средствах музыкально-художественной выразительности джаз-модерн танца.
-
Изучить влияние средств выразительности хореографического искусства на характер танца.
-
Обеспечить прочное освоение двигательных умений и навыков в области джаз-модерн танца(4).
-
Содействовать развитию умения учащихся работать как в команде так и индивидуально.
Развивающие
-
Создать условия для исследования учащимися средств выразительности в джаз-модерн танце через ощущения и наглядные примеры хореографических постановок.
-
Поставить учащихся в позицию исследователя-творца.
-
Развивать артистические, эмоциональные качества у детей средствами хореографии(1).
-
Развивать координацию, гибкость, пластику и общую физическую выносливость.
-
Развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и фантазию через этюды и упражнения.
-
Развивать аналитическое, пространственное и образное мышление.
Воспитательные
-
Воспитывать чувство ответственности, товарищества, коллективизма.
-
Воспитать чувство гармонии, эстетики движения, жеста.
-
Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.
-
Воспитать терпение и силу воли для достижения результатов.
Форма занятия: групповая, проектно-исследовательская.
Возраст учащихся: 11 – 13 лет.
Ожидаемые результаты: предполагается, что учащиеся через погружение в коллективную творческую работу, анализ конкретных ситуаций установят связь влияния средств выразительности на характер джаз-модерн танца, приобретут опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности в процессе создания хореографических композиций(5).
Инновационный характер занятия заключается в использовании при обучении детей таких АМО как: акцентирование внимания на самостоятельную работу учащихся, исследование и анализ собственных ощущений, исследовательская игра, разыгрывание ролей, проектная деятельность(8).
Апробация занятия. Данная методическая разработка является конспектом занятия педагога, принимавшего участие в Фестивале открытых занятий педагогических сотрудников Дома детского творчества Красносельского района «Исследовательская и проектная деятельность учащихся как эффективная образовательная технология» в 2016 году.
Оборудование:
-
Ноутбук
-
Видеопроектор, экран
-
USB накопитель
-
Акустическая система
-
Видеокамера
-
Видеоролик с разнохарактерными музыкальными композициями
-
Компьютерная презентация «Влияние музыкально-художественных средств выразительности хореографического искусства на характер джаз-модерн танца»
-
Демонстрационные карточки
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
(видеозапись, приложение 6 на диске)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
|
ПРИЕМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
|
-
Организационный этап
|
-
Подготовлена спокойная музыкальная композиция
-
Приветствие учащихся
-
Эмоционально-психологический настрой на конструктивное общение на занятии.
-
Мы должны подготовить не только нашу душу, но и наше тело к занятию. Кто сегодня хочет заменить меня и провести разминку?
-Оценка, похвала педагога
|
- Учащиеся входят в хореографический зал
-Поклон
-Учащиеся решают кто будет сегодня проводить разминку в роди педагога.
АМО-перевоплощение, разыгрывание ролей.
-Выполнение разминки:
-
Наклоны головы(шейный отдел)
-
Изоляция грудной клетки
-
Разогрев, растяжка боковых мышц, мышц спины, позвоночника
-
Разогрев, растяжка задней поверхности бедра
-
Разогрев коленных суставов, голеностопа
-
Разогрев плечевого пояса
-АМО-самоанализ проведенной разминки.
|
- Ноутбук
-Акустическая система
-Разнохарактерные музыкальные композиции
-Компьютерная презентация(слайд 1)
|
-
Этап исследования средств музыкально-художественной выразительности
хореографического искусства
|
- Знакомство учащихся с целевыми установками занятия.
Сегодня мы вспомним какие есть средства выразительности в хореографическом искусстве.
Выясним как они могу изменить характер танца и почему.
Но начнем с исследования наших собственных ощущений. Напряжения и расслабления.
Для этого вам нужно разделиться на пары.
-Объяснение педагога в чем заключаются эти упражнения.
-Подумайте и скажите, что вы чувствовали, выполняя эти упражнения.
-Сейчас вы посмотрите видеоролик. Постарайтесь понять чем отличаются хореографические композиции и почему.
Какие средства музыкально-художественной выразительности вы увидели. Давайте их перечислим. Внимание на презентацию.
В средства выразительности входят:
1. Рисунок
2. Музыка
3. Лексика (движения)
- Свинг
- Контрация
- Арч
- Прыжок
- Падение
- Вращение
- Партер
4. Изменение скорости движения
5. Изменение уровня движения
6. Канон
7. Полифония
-Какой мы можем сделать вывод?
|
- Выполнение учащимися упражнений «камень» и «доверие».
АМО-имитационные упражнения, исследовательские игры, импровизация, взаимодействие.
Упражнение «Камень»
1-й учащийся сидит, ноги согнуты. 2-й должен передвинуть с места первого различными способами. Задача 1-го напрячь все мышца. С места не сдвигаться. Затем меняемся ролями.
Упражнение «Доверие».
Это упражнение на импровизацию. Мы без слов в парах по очереди управляем друг другом рукой, ногой, корпусом. Это получится если оба полностью расслабят тело и будут доверять друг другу. Это упражнение помогает прочувствовать расслабление, доверие, музыку, все мышцы тела, его работу.
-Учащиеся анализируют и объясняют свои ощущения: напряжение, расслабление. Объясняют за счет чего они были достигнуты
АМО-анализ конкретных ситуаций.
-Просмотр видеоролика
-Объяснение чем отличаются танцевальные композиции.
АМО- исследование, анализ конкретных ситуаций.
-Перечисляют знакомые средства выразительности хореографического искусства. Получают разъяснения о незнакомых.
АМО-обобщение, анализ
Средства выразительности помогают нам создать танец. Это то, в чем состоит отличие танцев. То, что создает их характер.
АМО- исследование, анализ
|
-Компьютерная презентация(слайд 2, диск, приложение 4)
-Активные музыкальные композиции
-Спокойные музыкальные композиции
-Видеоролик с 4 разнохарактерными танцевальными композициями (диск, приложение 5)
Компьютерная презентация(слайд 3, приложение 4)
|
-
Этап проектирования танцевальной композиции
|
-
Дает командам демонстрационные карточки с названиями средств выразительности.
-
Объясняет задание. Каждая команда должна, использовав различные средства выразительности в любой последовательности, составить танцевальную композицию и показать ее.
-
(Если учащиеся затрудняются-можно использовать последовательность выразительных средств, представленную в компьютерной презентации)
|
-
Учащиеся делятся на 2 команды
-
Получают демонстрационные карточки с названиями средств выразительности.
-
Выполняют задание, работая коллективно в командах.
-
Показывают составленную танцевальную композицию.
-
АМО- исследовательская игра, импровизация, проектная деятельность.
|
-Нейтральные музыкальные композиции.
-Компьютерная презентация(слайды 4-6)
|
-
Этап преобразования(трансформации) танцевальной композиции
|
-Дает задание изменить характер исполняемой танцевальной композиции.
-Одна команда должна изменить свою композицию, чтобы она отражала радость, другая грусть.
-Видеосъемка и трансляция на экране полученных композиций.
|
- Анализ полученного задания.
-Составление и исполнение композиции.
-Просмотр и анализ видеозаписи своей и другой команды. Какие именно средства выразительности создают характер танца.
АМО – импровизация, проектная деятельность
|
-Разнохарактерные музыкальные композиции.
-Видеокамера.
|
-
Этап рефлексии и самооценки
|
-Подведение итога занятия
-Вопросы учащимся о том какие средства музыкально-художественной выразительности хореографического искусства они запомнили, как они влияют на характер джаз-модерн танца.
-Похвала.
-Работа по этой теме будет продолжена.
|
-Учащиеся перечисляют музыкально-художественные средства выразительности хореографического искусства.
-Вспоминают какие у них были ощущения при выполнении упражнений «Камень» и «Доверие».
-Объясняют какие музыкально-художественные средства выразительности будут использовать при создании танцевальных композиций различного характера.
-Говорят о своих впечатлениях от занятия.
-Выполняют поклон
АМО- исследование, анализ, проектирование
|
Компьютерная презентация(слайд 7)
Радостная музыкальная композиция
|
Литература для педагога:
-
Абдоков, Ю. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора / Ю. Абдоков. – Москва : МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2009 – 272 с.
-
Васенина, Е. Российский современный танец. – Москва: Запасный выход, 2009 – 305 с.
-
Диниц, Е. В. Джазовые танцы.- Москва: АСТ, 2010-190 с.
-
Ивлева, Л. Д. Джазовый танец / Л. Д. Ивлева. – Челябинск : ЧГАКИ, 2006. -104 с.
-
Никитин, В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца / В. Ю. Никитин. – Москва : Один из лучших, 2006 – 254 с.
-
Никитин, В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца./ Учебно-методическое пособие.- Москва: Один из лучших, 2010 – 560с.
-
Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.\\Начальная школа. №2.2007-с.45
-
Смолкин А.М. Методы активного обучения.М.,1991-280с.
-
Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении/Под ред. Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой и Л.Ю.Косовой.-СПб.,2002.
Литература для учащихся
-
Абдоков, Ю. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора / Ю. Абдоков. – Москва : МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2009 – 272 с.
-
Васенина, Е. Российский современный танец. – Москва: Запасный выход, 2009
-
Диниц, Е. В. Джазовые танцы.- Москва: АСТ, 2010
-
4. Ивлева, Л. Д. Джазовый танец / Л. Д. Ивлева. – Челябинск : ЧГАКИ, 2006. -104
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
Демонстрационные карточки
-
Терминологический словарь
Приложение 1
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ КАРТОЧКИ
ПРЫЖОК
|
СВИНГ
|
РИСУНОК
|
АРЧ
|
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ
|
ИЗМЕНЕНИЕ СКОРОСТИ
|
ПАРТЕР
|
КАНОН
|
ПАДЕНИЕ
|
ВРАЩЕНИЕ
|
КОНЦЕНТРАЦИЯ
|
ПОЛИФОНИЯ
|
Приложение 2
Средства выразительности
1. Рисунок – это рисунок танца, построения, линейные, круговые и смешанные(линии, круг, колонки, диагонали)
2. Музыка – музыкальное сопровождение танца
3. Лексика (движения)
- Свинг – сброс, расслабление корпуса
- Контрация – положение изоляции назад, когда поясничная часть оттягивается назад
- Арч – раскрытие грудной клетки, на осаженных лопатках
- Прыжок – движение, когда танцор свое тело отрывает от пола на пару сантиметров, в любой позе.
- Падение – движение с помощь которого надо перейти на партер(пол)
- Вращение – постоянные повороты всего тела
- Партер – движения на полу
4. Изменение скорости движения – движение танцоров с разной скоростью, выполняя одно и то же движение.
5. Изменение уровня движения – выполнение танцевальных движений на разных уровнях по высоте. Например: одни выполняют движения в партере, другие на коленях, а третий уровень – это прыжки и положение стоя.
6. Канон – выполнение танцорами донной и той же комбинации, вступая через каждые 2,4 такта.
7. Полифония – одновременное выполнение танцорами одинаковых движений.
|