Водные ресурсы и реки России




Скачать 117.86 Kb.
Дата 10.09.2016
Размер 117.86 Kb.

Тема урока

Водные ресурсы и реки России.


Цели и задачи урока:

-расширить и углубить знания о реках;

-сформировать понятия «уклон», «падение реки»;

-показать влияние климата и рельефа на реки;

-формировать умение определения уклона и падения рек.



Основные понятия и термины:

Половодье, паводок, межень, дельта реки, падение реки, уклон реки; вспомнить понятия: русло реки, устье, исток, притоки, бассейн реки, водораздел.


Оборудование:


- физическая карта России;

- атласы учащихся для 8 класса;

- компьютер;

- видеопроектор;

- интерактивная доска;

- презентация: «Реки России».




Домашнее задание:

1. На контурной карте обозначить крупные речные системы: Волга с Окой и Камой, рукав Волги – Ахтуба, Печора, Онега, Сев. Двина, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур с Уссури, Зеей, Буреей, Западная Двина, Днепр и Дон.

2. п. 12, вопросы к параграфу.




Актуализация знаний


- Какова роль воды в природе и жизни человека?

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно на столько времени имеют в запасе воду горноспасатели, которые ведут поисковые работы, например, шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – чудесный дар природы. Для жизненной активности человеку необходима чистая и пресная вода, которая составляет на нашей Земле всего 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

- Вспомните, какие внутренние воды мы изучали в 6 и 7 классе? (реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, снега, пруды, каналы).





(на экране – слайд № 3) «Реки России».

Задание учащимся: Определить крупные водные объекты на территории России (после клика мыши можно проверить ответы учащихся).




Изучение нового материала.



- слайд № 4 (сопровождается рассказом учителя)

На реки влияет климат. Он определяет характер питания: дождевое, снеговое, подземное или грунтовое, ледниковое, смешанное. Большая часть рек России имеет смешанное питание. Климат определяет и режим реки, то есть поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход. Реки России по режиму делятся на 3 группы:

- реки с весенним половодьем (это реки, имеющие смешанное питание с преобладанием снегового). На этих реках (Волга, Обь, Печора и др.) весной бывает ожидаемый подъём уровня воды – половодье.

- реки с летним половодьем. Это реки, текущие в муссонном климате, разливающиеся во время сезона муссонных дождей (Амур и его притоки).

- реки с паводковым режимом. Разливаются после дождей. (Паводок – непредсказуемый подъём уровня воды).

Зимой на реках России низкий уровень воды – межень, т.к. основной источник питания – грунтовые воды.

Самая многоводная река России – Енисей, его годовой сток – 600 км². У Амура годовой сток равен 350 км². У Лены – 500 км².

На реки влияет и рельеф (работа по физической карте России)

- Найдите и покажите реки, несущие свои воды в бассейн Северного Ледовитого океана (учащиеся показывают реки, текущие на север): Онега, Сев. Двина, Печора, Обь с Иртышем, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Истоки Лены, Оби, Енисея в горах, поэтому в верховьях этих рек течение рек быстрее.

- Почему крупнейшие реки текут на север? (Большая часть территории России имеет понижение рельефа – уклон - к северу).

- Найдите и покажите реки бассейна Тихого океана: Амур с Шилкой и Аргунью, Анадырь. ( На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).

Рельеф влияет на падение и уклон реки.







слайд № 5: Вспомните составные части речной системы (кликнув мышью проверить ответы учащихся).





слайд № 6: По характеру течения реки бывают равнинные и горные. Большинство рек России имеют в верховьях горный характер течения, а в низовье – равнинный.





слайд № 7: Сделать вывод по схеме о влиянии рельефа и климата на реки. Вывод записать в тетрадь.





слайд № 8: Уклон и падение реки.

Падение - превышение истока над устьем в метрах (H – H ), где H1 – абсолютная высота истока; H2 – абсолютная высота устья).

Отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах) называется уклоном реки.

По уклону и падению реки определяют скорость течения, характер долины, скорость и вид эрозионной работы реки. Чтобы вычислить падение реки, надо определить высоту её истока и устья по физической карте.

- Определим падение Волги, которая начинается с Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море: h истока - 300м, h устья - -28м; падение Волги: 300 - (-28) = 328 м. (решить задачи: Найти падение и уклон рек Амура, Волги, Енисея, Невы).


Ш.Закрепление:


слайд № 9: Самостоятельная работа на закрепление понятий. Установить соответствие.





Образование дельты. Слайд № 10.

Образование дельты реки. (Учитель комментирует, что дельта реки образуется в результате накопления твердых частиц, переносимых рекой к устью. Накопляемый материал в устье образует островки, которые делят русло реки на несколько рукавов).

Слайд № 11. «Волго-Ахтубинский заповедник».



Оценки за урок:






Тема урока

Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Планируемые результаты:

- учащиеся анализируют влияние рельефа и климата на размещение озёр;

- учатся объяснять происхождение водохранилищ;

- раскрывают значение подземных вод, болот, многолетней мерзлоты;

- определяют значение современных ледников.



Оборудование:

- физическая карта России;

- атласы учащихся для 8 класса;

- компьютер;

- видеопроектор;

- интерактивная доска;

- презентация: «Озёра, болота, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота».



Домашнее задание:

На контурной карте:

- подписать крупные озёра России: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское, Имандра, Псковское, Чудское, Таймыр, Чаны, Ханы. Выделить цветом бессточные озёра;

- отметить южную границу вечной мерзлоты

- учить п.13.



План урока:

  1. Опрос по домашнему заданию:

- показать реки бассейнов Северного Ледовитого, Атлантического океанов (ученик называет реку, а затем по карте показывает, непременно от истока к устью, называет исток).

2. Фронтальная работа: повторить термины: речная система, исток, устье, бассейн, падение реки, уклон реки, расход воды, годовой сток, режим реки, твёрдый сток, паводок, половодье, межень.

3. Изучение нового материала, рассказ учителя о внутренних водах России, познавательные задания (сопровождающиеся показом слайдов).

4 Закрепление:



Методы обучения:

Проблемный, частично-поисковый.

Форма организации урока:

Комбинированный урок.

Приёмы деятельности учителя

Организация опроса, повторения домашнего задания, эвристическая беседа, организация диалога.

Познавательная деятельность учащихся:

Слайд № 12. «Крупные озёра».

1.Вспомните определение понятия «озеро». (Замкнутая котловина, заполненная водой).

Слайд № 13. Типы озёрных котловин».

2. Какими бывают озёра по своей характеристике? (Сточными и бессточными).

Отличаются озёра и по происхождению котловин:

- Самые глубокие озёра имеют тектоническое происхождение (в разломах и трещинах земной коры). Такие озёра продолговатые: узкие длинные. Такое происхождение имеет озеро Байкал (1637м)

- Озёра ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на С-З Русской равнины. Самые крупные из них – Ладожское, Онежское, Имандра.

- Моренные озёра занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является Селигер (Валдайская возвышенность).

- Вулканические озёра находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.

- На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озёра. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озёр множество, самое известное из них озеро – Неджели.

- В долинах рек распространены небольшие озёра-старицы – это старые русла рек, имеющие очертания подковы – т.к. это бывшие излучины рек, меандры.

- Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, доломитов, гипсов, то в таких районах образуются карстовые озёра. Как правило, они имеют округлую форму.

3. Почему в одних районах России озёр очень много, а в других их почти нет? Каковы условия образования озёр?

Слайд № 14. «Причины, влияющие на размещение озёр».

Слайд № 15. «Образование болот».

4. Вспомните определение понятия «болото».

- На какие типы подразделяются? (Низинные и верховые).

- Покажите на карте России территорию, где болота занимают 70% всей площади.

- Назовите условия образования болот.

Слайд № 16. «Использование торфа».

5. Вспомните определение понятия «подземные воды».

- Какие 2 вида подземных вод вы знаете? (Грунтовые и межпластовые).

- Как различают состав и качество подземных вод? (Термальные, минеральные и пресные).

- От чего зависит глубина залегания грунтовых вод?

- Что служит водоупорным слоем для подземных вод в пустыне? (Кристаллический фундамент).

- Как используются человеком термальные и минеральные воды?

Слайд № 17. «Виды оледенения».

Слайд № 18. «Многолетняя мерзлота».

6. Многолетняя мерзлота.

- Как образовалась многолетняя мерзлота?

- Какое влияние мерзлота оказывает на природу? Вспомните, как распределяются корни у лиственницы?


Организация деятельности учащихся:

Используя имеющиеся знания, показывают реки России на физической карте России, объясняют термины и понятия, изученные на прошлом уроке.

Развитие умений учащихся:

1. Знать местонахождение крупных рек России, уметь быстро находить и показывать реки.

2. Знать объяснение основных терминов и понятий.

3. Знать местонахождение крупных озёр, уметь показывать их на физической карте России.


Закрепление:

Выполнить практическую работу:

«Дать характеристику крупных озёр»

по плану –


  1. физико-географическое положение озера,

  2. характеристика озера,

  3. происхождение озёрных котловин,

  4. экологическое значение озера.

Оценки за урок:






Тема урока

Водные ресурсы. Охрана вод.

Планируемые результаты:

Закрепление знаний о водах России (понятия, типы вод).

Формирование экологического сознания учащихся.



Оборудование:

- физическая карта России;

- атласы учащихся для 8 класса;

- компьютер;

- видеопроектор;

- интерактивная доска;

- презентация: «Водные ресурсы».



Личностная значимость изучаемого для школьника:

Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве. Без воды человек жить не может.

План урока:

1. Повторение домашнего задания.

2. Изучение нового материала:

- Водные ресурсы и их использование.

- Водный кадастр.

- Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.

- Охрана вод, система оборотного водоснабжения.

- Стихийные явления (видеоролик).

- Урок чистой воды (видеоролик).



Методы обучения:

Проблемный.

Формы организации учебной деятельности:

Комбинированный, обобщающий урок.

Приёмы деятельности учителя:

Организует повторение изученного материала, обсуждение экологической проблемы, подготовка видеоролика «Стихия», «Урок чистой воды».

Познавательная деятельность учащихся:

Слайд № 19. «Водные ресурсы».

I. Значение рек:

А. На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 литров воды, а в год около 110-150м3 воды. Для производства 1 тонны сахара расходуется 100 м3 воды, 1 тонны бумаги – 900 м3, 1 тонны резины -1500 м3 воды.

Б. Дешёвые водные пути, которые часто были единственными дорогами в лесной России X- XIX вв.

В. Большая часть пресных вод расходуется в с/х.

II. Водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России.

Какое распределение вод на территории нашей страны?

На каждого жителя Русской равнины – 8500 м3 воды в год, а на 1 жителя Сибири – 100 000 м3 в год. В южных районах России – дефицит воды, т.к. большая часть вод идёт на орошение. На Урале водная проблема стоит остро, т.к. реки Урала маловодны (это верховья рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большое.

- Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового).

Потребность воды наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, создаются пруды и водохранилища. Пруды и водохранилища отличаются друг от друга по площади, запасам воды, они создаются на крупных реках.

Слайд № 19. «Охрана вод, система оборотного водоснабжения».

III Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.

Отрицательная сторона влияния:

- Изменяется качество воды из-за сбросов сточных вод - Сплав древесины молевой – часть древесины, намокая тонет, гниёт, загрязняя воду ядовитыми веществами.

- Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедленна скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме того, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.к. происходить подъём уровня воды грунтовых вод.

IV Охрана вод, система оборотного водоснабжения.

- Строительство очистных сооружений, соответствующие современным требованиям.

- Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести систему оборотного водоснабжения. Обработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.

- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счётчику.

Слайд № 21. видеоролик «Стихийные явления».

V Стихийные явления

Вода может, приносит человеку много бедствий. Это наводнения (40% всех бедствий), цунами (волна в бухте). Причиной цунами является землетрясение в океане. Волна идёт со скоростью 900-1000 км/час. Сели-грязекаменные потоки случаются на Кавказе. Причина возникновения селей-обильные ливни или быстрое таяние снега, наличие большого количества рыхлого грунта в верховьях горных долин, сведение лесов на склонах гор. Меры борьбы с селями: посадка лесополосы, террасирование склонов, создание в руслах горных рек специальных плотин-селесборников.




Организация деятельности учащихся:

Принимают участие в обсуждение водной и экологической проблемы. Слушают рассказ учителя, высказывают суждения, приводят примеры, делают вывод.

Развитие умений учащихся:

Уметь логично объяснять проблему, давать краткие ответы на поставленные вопросы. Анализируют информацию, используют жизненный опыт для подтверждения своих суждений.

Домашнее задание:

П. 14 повторить пп.12,13.

Закрепление:

Просмотр видеоролика «Урок чистой воды».

Оценка за урок:





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница