|
Водные ресурсы и реки России
|
Скачать 117.86 Kb.
Дата |
10.09.2016 |
Размер |
117.86 Kb. |
|
Тема урока
|
Водные ресурсы и реки России.
|
Цели и задачи урока:
|
-расширить и углубить знания о реках;
-сформировать понятия «уклон», «падение реки»;
-показать влияние климата и рельефа на реки;
-формировать умение определения уклона и падения рек.
|
Основные понятия и термины:
|
Половодье, паводок, межень, дельта реки, падение реки, уклон реки; вспомнить понятия: русло реки, устье, исток, притоки, бассейн реки, водораздел.
|
Оборудование:
|
- физическая карта России;
- атласы учащихся для 8 класса;
- компьютер;
- видеопроектор;
- интерактивная доска;
- презентация: «Реки России».
|
Домашнее задание:
|
1. На контурной карте обозначить крупные речные системы: Волга с Окой и Камой, рукав Волги – Ахтуба, Печора, Онега, Сев. Двина, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур с Уссури, Зеей, Буреей, Западная Двина, Днепр и Дон.
2. п. 12, вопросы к параграфу.
|
Актуализация знаний
|
- Какова роль воды в природе и жизни человека?
Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно на столько времени имеют в запасе воду горноспасатели, которые ведут поисковые работы, например, шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – чудесный дар природы. Для жизненной активности человеку необходима чистая и пресная вода, которая составляет на нашей Земле всего 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.
- Вспомните, какие внутренние воды мы изучали в 6 и 7 классе? (реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, снега, пруды, каналы).
|
|
(на экране – слайд № 3) «Реки России».
Задание учащимся: Определить крупные водные объекты на территории России (после клика мыши можно проверить ответы учащихся).
|
Изучение нового материала.
|
- слайд № 4 (сопровождается рассказом учителя)
На реки влияет климат. Он определяет характер питания: дождевое, снеговое, подземное или грунтовое, ледниковое, смешанное. Большая часть рек России имеет смешанное питание. Климат определяет и режим реки, то есть поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход. Реки России по режиму делятся на 3 группы:
- реки с весенним половодьем (это реки, имеющие смешанное питание с преобладанием снегового). На этих реках (Волга, Обь, Печора и др.) весной бывает ожидаемый подъём уровня воды – половодье.
- реки с летним половодьем. Это реки, текущие в муссонном климате, разливающиеся во время сезона муссонных дождей (Амур и его притоки).
- реки с паводковым режимом. Разливаются после дождей. (Паводок – непредсказуемый подъём уровня воды).
Зимой на реках России низкий уровень воды – межень, т.к. основной источник питания – грунтовые воды.
Самая многоводная река России – Енисей, его годовой сток – 600 км². У Амура годовой сток равен 350 км². У Лены – 500 км².
На реки влияет и рельеф (работа по физической карте России)
- Найдите и покажите реки, несущие свои воды в бассейн Северного Ледовитого океана (учащиеся показывают реки, текущие на север): Онега, Сев. Двина, Печора, Обь с Иртышем, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Истоки Лены, Оби, Енисея в горах, поэтому в верховьях этих рек течение рек быстрее.
- Почему крупнейшие реки текут на север? (Большая часть территории России имеет понижение рельефа – уклон - к северу).
- Найдите и покажите реки бассейна Тихого океана: Амур с Шилкой и Аргунью, Анадырь. ( На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).
Рельеф влияет на падение и уклон реки.
|
|
слайд № 5: Вспомните составные части речной системы (кликнув мышью проверить ответы учащихся).
|
|
слайд № 6: По характеру течения реки бывают равнинные и горные. Большинство рек России имеют в верховьях горный характер течения, а в низовье – равнинный.
|
|
слайд № 7: Сделать вывод по схеме о влиянии рельефа и климата на реки. Вывод записать в тетрадь.
|
|
слайд № 8: Уклон и падение реки.
Падение - превышение истока над устьем в метрах (H – H ), где H1 – абсолютная высота истока; H2 – абсолютная высота устья).
Отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах) называется уклоном реки.
По уклону и падению реки определяют скорость течения, характер долины, скорость и вид эрозионной работы реки. Чтобы вычислить падение реки, надо определить высоту её истока и устья по физической карте.
- Определим падение Волги, которая начинается с Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море: h истока - 300м, h устья - -28м; падение Волги: 300 - (-28) = 328 м. (решить задачи: Найти падение и уклон рек Амура, Волги, Енисея, Невы).
|
Ш.Закрепление:
|
слайд № 9: Самостоятельная работа на закрепление понятий. Установить соответствие.
|
|
Образование дельты. Слайд № 10.
Образование дельты реки. (Учитель комментирует, что дельта реки образуется в результате накопления твердых частиц, переносимых рекой к устью. Накопляемый материал в устье образует островки, которые делят русло реки на несколько рукавов).
Слайд № 11. «Волго-Ахтубинский заповедник».
|
Оценки за урок:
|
|
Тема урока
|
Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
|
Планируемые результаты:
|
- учащиеся анализируют влияние рельефа и климата на размещение озёр;
- учатся объяснять происхождение водохранилищ;
- раскрывают значение подземных вод, болот, многолетней мерзлоты;
- определяют значение современных ледников.
|
Оборудование:
|
- физическая карта России;
- атласы учащихся для 8 класса;
- компьютер;
- видеопроектор;
- интерактивная доска;
- презентация: «Озёра, болота, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота».
|
Домашнее задание:
|
На контурной карте:
- подписать крупные озёра России: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское, Имандра, Псковское, Чудское, Таймыр, Чаны, Ханы. Выделить цветом бессточные озёра;
- отметить южную границу вечной мерзлоты
- учить п.13.
|
План урока:
|
-
Опрос по домашнему заданию:
- показать реки бассейнов Северного Ледовитого, Атлантического океанов (ученик называет реку, а затем по карте показывает, непременно от истока к устью, называет исток).
2. Фронтальная работа: повторить термины: речная система, исток, устье, бассейн, падение реки, уклон реки, расход воды, годовой сток, режим реки, твёрдый сток, паводок, половодье, межень.
3. Изучение нового материала, рассказ учителя о внутренних водах России, познавательные задания (сопровождающиеся показом слайдов).
4 Закрепление:
|
Методы обучения:
|
Проблемный, частично-поисковый.
|
Форма организации урока:
|
Комбинированный урок.
|
Приёмы деятельности учителя
|
Организация опроса, повторения домашнего задания, эвристическая беседа, организация диалога.
|
Познавательная деятельность учащихся:
|
Слайд № 12. «Крупные озёра».
1.Вспомните определение понятия «озеро». (Замкнутая котловина, заполненная водой).
Слайд № 13. Типы озёрных котловин».
2. Какими бывают озёра по своей характеристике? (Сточными и бессточными).
Отличаются озёра и по происхождению котловин:
- Самые глубокие озёра имеют тектоническое происхождение (в разломах и трещинах земной коры). Такие озёра продолговатые: узкие длинные. Такое происхождение имеет озеро Байкал (1637м)
- Озёра ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на С-З Русской равнины. Самые крупные из них – Ладожское, Онежское, Имандра.
- Моренные озёра занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является Селигер (Валдайская возвышенность).
- Вулканические озёра находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.
- На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озёра. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озёр множество, самое известное из них озеро – Неджели.
- В долинах рек распространены небольшие озёра-старицы – это старые русла рек, имеющие очертания подковы – т.к. это бывшие излучины рек, меандры.
- Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, доломитов, гипсов, то в таких районах образуются карстовые озёра. Как правило, они имеют округлую форму.
3. Почему в одних районах России озёр очень много, а в других их почти нет? Каковы условия образования озёр?
Слайд № 14. «Причины, влияющие на размещение озёр».
Слайд № 15. «Образование болот».
4. Вспомните определение понятия «болото».
- На какие типы подразделяются? (Низинные и верховые).
- Покажите на карте России территорию, где болота занимают 70% всей площади.
- Назовите условия образования болот.
Слайд № 16. «Использование торфа».
5. Вспомните определение понятия «подземные воды».
- Какие 2 вида подземных вод вы знаете? (Грунтовые и межпластовые).
- Как различают состав и качество подземных вод? (Термальные, минеральные и пресные).
- От чего зависит глубина залегания грунтовых вод?
- Что служит водоупорным слоем для подземных вод в пустыне? (Кристаллический фундамент).
- Как используются человеком термальные и минеральные воды?
Слайд № 17. «Виды оледенения».
Слайд № 18. «Многолетняя мерзлота».
6. Многолетняя мерзлота.
- Как образовалась многолетняя мерзлота?
- Какое влияние мерзлота оказывает на природу? Вспомните, как распределяются корни у лиственницы?
|
Организация деятельности учащихся:
|
Используя имеющиеся знания, показывают реки России на физической карте России, объясняют термины и понятия, изученные на прошлом уроке.
|
Развитие умений учащихся:
|
1. Знать местонахождение крупных рек России, уметь быстро находить и показывать реки.
2. Знать объяснение основных терминов и понятий.
3. Знать местонахождение крупных озёр, уметь показывать их на физической карте России.
|
Закрепление:
|
Выполнить практическую работу:
«Дать характеристику крупных озёр»
по плану –
-
физико-географическое положение озера,
-
характеристика озера,
-
происхождение озёрных котловин,
-
экологическое значение озера.
|
Оценки за урок:
|
|
Тема урока
|
Водные ресурсы. Охрана вод.
|
Планируемые результаты:
|
Закрепление знаний о водах России (понятия, типы вод).
Формирование экологического сознания учащихся.
|
Оборудование:
|
- физическая карта России;
- атласы учащихся для 8 класса;
- компьютер;
- видеопроектор;
- интерактивная доска;
- презентация: «Водные ресурсы».
|
Личностная значимость изучаемого для школьника:
|
Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве. Без воды человек жить не может.
|
План урока:
|
1. Повторение домашнего задания.
2. Изучение нового материала:
- Водные ресурсы и их использование.
- Водный кадастр.
- Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
- Охрана вод, система оборотного водоснабжения.
- Стихийные явления (видеоролик).
- Урок чистой воды (видеоролик).
|
Методы обучения:
|
Проблемный.
|
Формы организации учебной деятельности:
|
Комбинированный, обобщающий урок.
|
Приёмы деятельности учителя:
|
Организует повторение изученного материала, обсуждение экологической проблемы, подготовка видеоролика «Стихия», «Урок чистой воды».
|
Познавательная деятельность учащихся:
|
Слайд № 19. «Водные ресурсы».
I. Значение рек:
А. На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 литров воды, а в год около 110-150м3 воды. Для производства 1 тонны сахара расходуется 100 м3 воды, 1 тонны бумаги – 900 м3, 1 тонны резины -1500 м3 воды.
Б. Дешёвые водные пути, которые часто были единственными дорогами в лесной России X- XIX вв.
В. Большая часть пресных вод расходуется в с/х.
II. Водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России.
Какое распределение вод на территории нашей страны?
На каждого жителя Русской равнины – 8500 м3 воды в год, а на 1 жителя Сибири – 100 000 м3 в год. В южных районах России – дефицит воды, т.к. большая часть вод идёт на орошение. На Урале водная проблема стоит остро, т.к. реки Урала маловодны (это верховья рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большое.
- Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового).
Потребность воды наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, создаются пруды и водохранилища. Пруды и водохранилища отличаются друг от друга по площади, запасам воды, они создаются на крупных реках.
Слайд № 19. «Охрана вод, система оборотного водоснабжения».
III Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
Отрицательная сторона влияния:
- Изменяется качество воды из-за сбросов сточных вод - Сплав древесины молевой – часть древесины, намокая тонет, гниёт, загрязняя воду ядовитыми веществами.
- Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедленна скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме того, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.к. происходить подъём уровня воды грунтовых вод.
IV Охрана вод, система оборотного водоснабжения.
- Строительство очистных сооружений, соответствующие современным требованиям.
- Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести систему оборотного водоснабжения. Обработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.
- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счётчику.
Слайд № 21. видеоролик «Стихийные явления».
V Стихийные явления
Вода может, приносит человеку много бедствий. Это наводнения (40% всех бедствий), цунами (волна в бухте). Причиной цунами является землетрясение в океане. Волна идёт со скоростью 900-1000 км/час. Сели-грязекаменные потоки случаются на Кавказе. Причина возникновения селей-обильные ливни или быстрое таяние снега, наличие большого количества рыхлого грунта в верховьях горных долин, сведение лесов на склонах гор. Меры борьбы с селями: посадка лесополосы, террасирование склонов, создание в руслах горных рек специальных плотин-селесборников.
|
Организация деятельности учащихся:
|
Принимают участие в обсуждение водной и экологической проблемы. Слушают рассказ учителя, высказывают суждения, приводят примеры, делают вывод.
|
Развитие умений учащихся:
|
Уметь логично объяснять проблему, давать краткие ответы на поставленные вопросы. Анализируют информацию, используют жизненный опыт для подтверждения своих суждений.
|
Домашнее задание:
|
П. 14 повторить пп.12,13.
|
Закрепление:
|
Просмотр видеоролика «Урок чистой воды».
|
Оценка за урок:
|
|
|
|
|