1 Творческое рассказывание как вид речевого творчества 5



Скачать 0.57 Mb.
страница 1/8
Дата 23.08.2016
Размер 0.57 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 5

1.1.Творческое рассказывание как вид речевого творчества 5

детей старшего дошкольного возраста 5

1.2.Особенности творческого рассказывания 13

детей старшего дошкольного возраста 13

с общим недоразвитием речи третьего уровня 13

1.3. Приемы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 18

2.1. Педагогические условия обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста 24

2.2. Использование игровых технологий как педагогическое условие обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 28

Список литературы 36

Приложение 43




Введение

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.

Известно, что развитие связной речи, включающей в себя диалогическую и монологическую речь, является важнейшим условием успешного обучения в школе. Обладая хорошо развитой связной монологической речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества (М.М. Алексеева, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.).

Одним из видов связной монологической речи является творческое рассказывание, под которым традиционно понимают придумывание детьми рассказов с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Именно творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно – логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и

явлениями, способствуя активизации знаний и представлений об окружающем. Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.).

Вопросы формирования творческого рассказывания детей дошкольного возраста исследовались М.М. Алексеевой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной, А.Е. Шибицкой и др.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи, что является необходимым как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению (В.П. Глухов). Творческое рассказывание оказывает большое влияние на процессы речевого развития (прежде всего, монологической речи), а также развитие словесно-логического мышления.

В связи с тем, что становление связной речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня, осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями, обучение творческому рассказыванию занимает особое место в работе по формированию монологической речи у детей данной категории. В работах Е.В. Аханьковой, В.П. Глухов, Н.В. Жуковой, Н.Н. Ефименковой, Н.В. Нищева, Н.А. Козыревой, С.В. Коноваленко, Н.В. Новоторцевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Н.В. Чиркиной представлены исследования и методики обучения творческому рассказыванию детей с нарушениями речи. Но, несмотря на значительный интерес ученых к проблеме, творческое рассказывание детей данной категории остается недостаточно изученным. Значимость изучения проблемы развития творческого рассказывания у детей с общим недоразвитие речи третьего уровня, а также недостаточная разработанность многих аспектов развития монологической речи у детей данной категории и определяют ее актуальность.

Цель: теоретически изучить педагогические условия обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Объект исследования: творческое рассказывание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Предмет исследования: педагогические условия творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Описать особенности творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

3. Теоретически изучить и описать педагогические условия обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

4. Обосновать использование игровых технологий как педагогическое условие обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (64 наименования), приложения. Общий объем работы 41 с.


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница