1. Распознавание учащимися назначения мимики и жестов учителя: 3 1 1
● улыбка как знак одобрения;
– Представьте ситуацию: вы отвечаете у доски. Учитель кивает вам и улыбается. Как вы думаете, что это означает?
● поднятые брови как знак удивления или недоумения;
– А теперь я поднимаю брови.
Учитель демонстрирует мимику.
● движение руки вниз – садитесь, вверх – встаньте и т.д.
– Какое действие вы совершите, если я подниму руку?
– …опущу руку?
– А есть мимика и жесты, мешающие пониманию речи? (Ненужная улыбка во время ответа у доски, лишние движения рук – одёргивание курточки, покручивание пуговиц и т.д.)
– Давайте подумаем: какие мимика и жесты сопровождают приветствие?
– А прощание?
– Благодарность? (Ответы детей.)
2. Работа по учебнику. 1 1
1) – Рассмотрите рисунки на с. 42 и скажите, что обозначает каждый рисунок-символ.
– Как художник передал радость, грусть, удивление, страх?
2) – К какому произведению нарисована иллюстрация на с. 42?
(– Помните историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э. Успенский?)
– Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение.
– Какой рисунок-символ соответствует каждой ситуации?
– Попробуйте сами около каждого рисунка нарисовать нужный символ.
3) – Рассмотрите рисунки на с. 43. Что обозначают мимика и жесты Вини-Пуха и его друзей?
– Как вы догадались?
3. Работа в парах. 3 2 2
– У вас на каждой парте лежит карточка со стихотворениями.
– Прочитайте стихотворения. Подумайте, какие надо использовать мимику и жесты, чтобы понять содержание произведения.
– Договоритесь, кто будет читать произведение, а кто – показывать мимику и жесты, соответствующие стихотворениям.
Вариант 1.
ЧЕРЕПАХА
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
Это – ЧЕ!
Это – РЕ!
Это – ПАХА!
Это – ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!
(К.Чуковский.)
Вариант 2.
КИСЛЫЕ СТИХИ
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло...
И спешат несчастные
Кислые прохожие,
И едят ужасное
Кислое мороженое...
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
(Э. Мошковская.)
Вариант 3.
ВОРОБУШКИ
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили!
– Мы выжили!
– Мы живы! Живы мы!
(В. Берестов.)
В ручеёчек смотрит лось.
Удивляется небось:
– Небосвод,
Месяц...
Лось...
И откуда всё взялось?
(Н. Кордо.)
Вариант 4 (проза).
НЕЛЕТАЮЩИЙ ЗОНТ
Гулял заяц по лесу и зонтик нашёл. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.
– З-з-западня, – затрясся заяц, – убегать поздно. Встану-ка я на пенёк под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами
стучит от страха, но сам не шевелится.
Волк потихоньку сзади подходит...
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеётся-заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щёлкает, задыхается.
– Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц. – Зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца.
Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенёк и ждёт, когда же и он взлетит, как заяц.
Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!
– Ах, козёл! – рычит. – Нелетающий зонт продал!
И весь зонт зубами разорвал.
(Г. Юдин.)
Прочитанные вслух произведения можно проанализировать по таким примерно вопросам:
● Сумел ли чтец голосом (интонацией) передать настроение, которое испытывал поэт?
● Удачно ли определил чтец громкость, темп, окраску голоса?
● Мимика и жесты соответствовали тому, что произносил чтец?
|