Программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем




Скачать 378.22 Kb.
Дата 07.09.2016
Размер 378.22 Kb.
Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем

«Родная Брянщина моя»

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Паспорт программы

II. Пояснительная записка

III. Технология программы

IY. Структура программы

Y. Содержание программы

YI. Механизм реализации программы

1. Информационно-методическое обеспечение

2. Организация работы с педагогами

3. Организация работы с родителями

4. Взаимодействие с социумом

5. Материально-техническое сопровождение программы

YII. Этапы реализации

Заключение


  1. Паспорт программы «Родная Брянщина моя»




Название программы

Комплексно-целевая программа

нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста

с родным краем «Родная Брянщина моя».

Принята на педагогическом совете МБДОУ детского сада №7 «Колокольчик» г. Брянска.

Протокол №11 от 02.09. 2013 год

Цели программы

Создание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края

Задачи программы

  • Образовательные:

  • Формировать экологические и краеведческие знания дошкольников;

  • Формировать у детей дошкольного возраста представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

  • Развивающие:

  • Расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;

  • Развивать у дошкольников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, навыки проектной деятельности;

  • Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

  • Воспитательные:

  • Воспитывать у детей чувство привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой;

  • Воспитывать у детей уважение к людям труда, знаменитым землякам;

  • Воспитывать у дошкольников бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края.

  • Повышение профессионального мастерства педагогов.

  • Повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.

Основные направления программы

  • Деятельность с детьми

  • Деятельность с педагогами

  • Работа с родителями

  • Сотрудничество с социальными партнерами

  • Создание предметно-развивающей среды

Сроки и этапы реализации программы

1 этап - 2013 (январь - август) –

диагностически – организационный.



2 этап – 2013 (сентябрь) – 2016 (апрель) - практический.

3 этап - 2016 (май) – итоговый.

Разработчик программы

Храмченкова Наталья Николаевна,

старший воспитатель МБДОУ детского сада №7 «Колокольчик» г. Брянска

Участники программы

  • Воспитанники МБДОУ детского сада №7 «Колокольчик г. Брянска.

  • Педагоги МБДОУ детского сада №7 «Колокольчик г. Брянска.

  • Родители, воспитанников, посещающих МБДОУ детский сад №7 «Колокольчик г. Брянска.

  • Работники музеев и библиотек г. Брянска.

Принципы

программы



  • Принцип "позитивного центризма" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

  • Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;

  • Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку;

  • Принцип максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • Принцип деятельностного подхода.

Нормативно-правовая база

  • Закон «Об образовании».

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795.

  • Примерная комплексная Программа «От рождения до школы» Под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

  • Образовательная программа МБДОУ детского сада №7 «Колокольчик» г. Брянска.

Ожидаемые результаты

  • В учреждении, как в образовательной системе:

  • Создание системы нравственно - патриотического воспитания по ознакомлению дошкольников с родным краем;

  • Обогащение содержания нравственно- патриотического воспитания;

  • Развитие предметно-развивающей среды нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

  • Привлечение внимания семьи к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей;

  • Вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности, общественных организаций, социальных партнеров.

  • Педагоги:

  • Повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов в области краеведения и нравственно-патриотического воспитания;

  • Повышение эффективности воспитательной работы по нравственному воспитанию детей;

  • Расширение воспитательного пространства группы и учреждения в целом и обеспечение активного выхода на социум.

  • Воспитанники имеют представления:

  • О духовных и нравственных ценностях;

  • О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

  • Знакомы с историей и культурой своего города, своего края, своей страны;

  • Имеют беречь и поддерживать красоту;

  • Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;

  • Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

  • Стремятся к добру и неприятию зла;

  • С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское экспериментирование и коллекционирование;

  • Умеют отражать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой де­ятельности: рассказывать, изображать, воплощать образы в играх и т. д.

  • Родители:

  • Сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями организациями по формированию нравственно патриотических ценностей у детей;

  • Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру и своему краю;

  • Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

Адрес

241035 г. Брянск бульвар 50 лет Октября 34 МБДОУ детский сад №7 «Колокольчик».


II. Пояснительная записка

Патриотизмэто не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое пережи­вание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А. Н. Толстой

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/

Концепция дошкольного воспитания, предполагающая перестройку содержания педагогической работы с детьми, подчеркивает, что в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим условным ценностям.

Данная система взглядов опирается на общую задачу образования XXI – века, утвержденной приоритетными гуманистическими общечеловеческими ценностями, а также на Концепцию национальной общеобразовательной политики РФ.

Так, в Национальной доктрине образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России. Обеспечить воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Личностно – ориентированный подход все более стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Гражданско – патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве – важнейшем периоде становления личности человека. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

Таким образом, патриотизм – любовь к Родине преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и уважать ее богатство – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Вместе с тем уже в детском саду возможно и необходимо формирование основ гражданственности, как личностного качества ребенка – члена общества.



Актуальность

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной постановлением Правительством РФ от 05.10.2010г. № 795.

Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России.

В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время.

С целью определения уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию, нами была проведена диагностика, в которой приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста.

Анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае показал, что у детей есть определенные знания о родном крае. Из 26 детей старшего дошкольного возраста - 6 детей (25%) называли достопримечательности, памятные места и промышленные предприятия города и района. Рассказывали о растительном и животном мире нашего края. Связно и последовательно отвечали на поставленные вопросы. Но вместе с тем, 11 детей (41%) имели бессистемные и отрывочные представления о родном крае. Затруднялись назвать города Брянской области, храмы, рассказать о знаменитых людях и их творчестве. Ответы давали без рассуждений и объяснений, не оперируя предметными терминами.

9 детей (34%) не проявляли желания узнать о стране, о  крае, о городе, в котором живут, затруднялись отвечать на поставленные вопросы, не могли объяснить символику родного города, часто отмалчивались.

Анализ анкетирования педагогов позволяет сделать следующие выводы, что педагоги по данному вопросу недостаточно компетентны, многие вопросы, связанные с историей возникновения города, народными промыслами края, памятниками архитектуры вызывают затруднения. Но педагоги выразили активное желание усовершенствовать свои знания по данному вопросу через теоретическую и методическую подготовку.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что 75% из опрошенных родителей не усматривали  в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Анализ имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, но ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания нет.

Таким образом, был выявлен ряд противоречий: 

1) между необходимостью краеведческой работы в ДОУ, как условия формирования патриотизма у дошкольников, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;

2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации  познавательной активности  дошкольников на занятиях, в опытно-экспериментальной, исследовательской, организованной и неорганизованной деятельности детей;

3) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Эти противоречия поставили перед нашим педагогическим коллективом задачу, заключающуюся в создании такой системы работы педагогов, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников к родному краю, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному городу, краю, малой родине.

Ознакомление с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой.

Исходя из этого, мы определили  пять направлений краеведческой работы: деятельность с детьми, педагогами, родителями, социальными партнерами и создание предметно-развивающей среды.

Таким образом, с целью создания системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края в нашем дошкольном учреждении и была разработана комплексно - целевая программа «Родная Брянщина моя».



Новизна программы заключается в том, что она демонстрирует многоаспектные возможности межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, работников библиотек, музеев и выставочных залов. В программе конкретизированы направления работы, разработана авторская схема последовательного ознакомления дошкольников с родным краем, соединяющая в единый комплекс основное и дополнительное образование. Она использует сочетание новых современных инновационных образовательных технологий, нетрадиционных форм работы с детьми, педагогами и родителями, интернет-ресурсов, методов и приемов, влияющих на повышение познавательной и эмоциональной активности детей, развитие творчества и способствующих установлению связи между разными видами деятельности, что не может не сказываться на её результативности.
Программа разработана с учетом следующих источников:

  • Программа Николаевой С. Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

  • Программа Князевой О. Л. и Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».

  • Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под ред. Оверчук Т. И.

  • Программа Баранниковой О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».

  • Программа Фесюковой Л. Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».

  • Программа Лопатиной А. и Скребцовой М. «Нравственное воспитание дошкольников».



  1. Технология программы

Разработкой вопросов ознакомления детей с окружающим миром занимались многие педагоги, психологи, философы, лингвисты. Особое внимание в последние годы ученые уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина.

Термин социокультурный состоит из двух основ: социо значит «общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутри него, его развитию»; культурный – «относящийся к культуре». Таким образом, понятие «социокультурный» предполагает, что личность объединяет основные характеристики современного ей общества и культурного наследия. Другими словами, рассмотрение любого социального явления сегодня невозможно вне ценностей культуры. Это особенно важно учитывать при ознакомлении детей с ближайшим окружением – родным краем, и прежде всего с культурным обликом города, его достопримечательностями, историческим прошлым и т.д.

Содержание знаний об окружающем мире включает три блока: мир природы, мир людей и предметный мир.


Изучение социокультурных основ требует определенной методологии, на базе которой разработано содержание и технология.

Необходимо отметить, что наиболее сложным и наименее разработанным сегодня является вопрос о приобщении ребенка к социальному миру, поскольку в условиях социально-экономических изменений произошла и переоценка многих духовных ценностей. Поэтому, в ознакомлении дошкольников с социальной действительностью, в соответствии с современными философскими подходами, центральным звеном должна выступать человеческая деятельность, которая и является стержнем общественного развития. Именно деятельность человека позволяет объединить все составляющие окружающего мира в единое целое.

Через систему знаний о природе, обществе, культуре, в которой человек является центральным звеном, формируются знания об окружающем мире и о нем самом.

Эти современные подходы и легли в основу разработки содержания и технологии программы «Родная Брянщина моя».

В соответствии с этими подходами, в основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры.


IY. Структура программы
Все программные задачи охватывают дошкольный период с 4 – х до 7 лет.

Средняя группа (от 4 – 5 лет)

Старшая группа (от 5 – 6 лет)

Подготовительная к школе группа (от 6 – 7 лет)


Программа состоит из 3 блоков:

I блок «Мир природы родного края»

II блок «Деятельность человека»

III блок «Культурный облик Брянского края»

Каждый блок разбит на отдельные темы. Каждая из тем повторяется в возрастных группах. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе.

Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.


Схема последовательности работы по ознакомлению дошкольников с родным краем:
Родная улица - родной район - родной город - родной край

Программа «Родная Брянщина моя» предполагает  поэтапное  ознакомление 



дошкольников  с  родным  краем по следующей схеме:
1 ступень - дети получают основной объем познавательной информации по каждой теме в течение одного месяца, на 4-х занятиях, в процессе кружковой работы. 1 занятие в неделю в средней группе длительностью 20 мин., в старшей группе - 25 – 30 минут и подготовительной группе - 30-35 мин. Всего по 64 занятия.
2 ступень - обобщение, закрепление представлений, умений и навыков по запланированной теме на последней неделе месяца в процессе организации различных видов непосредственно образовательной деятельности. Упор на этом этапе делается на развитие у детей познавательной и речевой активности, на формирование у детей нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции.
3 ступень – закрепление представлений, индивидуальная работа с детьми в процессе организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов и развитие творческих способностей в самостоятельной деятельности дошкольников.

Педагогические технологии, используемые в программе
Данная программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом с учетом специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогами в работе следующие технологии:


  • Игровые,

  • Информационные,

  • Коммуникативные,

  • Проблемные,

  • Развивающего обучения,

  • Консультативные,

  • Визуальные,

  • Проектные,

  • Музейной педагогики;

  • Здоровьесберегающие.


Формы организации образовательной деятельности с детьми


  • НОД;

  • Конкурсы;

  • Выставки;

  • Игры (дидактические, сюжетно – ролевые, игры – путешествия, игры-драматизации, театральные постановки);

  • Викторины;

  • Экскурсии, целевые прогулки;

  • Праздники и развлечения;

  • Создание альбомов;

  • Концерты и музыкальные гостиные;

  • Познавательно-интеллектуальные, физкультурно-музыкальные и спортивно – театрализованные досуги;

  • Фестивали;

  • Решение проблемных ситуаций;

  • Творческие вечера и литературные гостиные;

  • Проекты.


Методы, используемые в процессе ознакомления дошкольников с родным краем


  • Методы ознакомления с социальной действительностью:

- наглядные, словесные и практические (Козлова С.А.).


  • Методы, направленные на повышение познавательной активности:

- проблемные вопросы, решение логических задач, моделирование, экспериментирование

(Козлова С.А.);

- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), метод вопросов, метод повторения (Поддъяков Н.Н.).


  • Методы, направленные на повышение эмоциональной активности:

- игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, включение игровых и сказочных персонажей, использование художественного слова, групповые дела (Козлова С.А.).


  • Методы обучения и развития творчества:

- эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее) (Поддъяков Н.Н.).


  • Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

- перспективное планирование, использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности, метод опосредованного переключения детей на другую деятельность, создание развивающей среды (Козлова С.А.)

Y. Содержание программы

Средняя группа
В средней группе расширяются и углубляются знания о родном городе: детей знакомят с его месторасположением (на реке Десна), архитектурными сооружениями, дается сравнение города и села. Детей знакомят с Брянским народным про­мыслом «Мглинская игрушка» (бараны, совы, игрушки – свистки и т.д.). Серьезное внимание уделяется знакомству с достопримечатель­ностями города: Курганом Бессмертия, площадью и проспектом Ленина, Монументом на площади Партизан и культурными объектами (цирком, театром кукол). Серьезное внимание уделяется знакомству с достопримечатель­ностями города: Цирком, Курганом Бессмертия, площадью и проспектом

Продолжается работа по патриотическому воспитанию: если в младшей группе материалом для изучения являлись лишь близкие люди, защищавшие Родину (папа, дедушка), то в средней уже даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

Большое место отводится знакомству с трудом взрослых, при­чем не только из числа сотрудников детского сада, но и обще­ственно значимыми (почтальона, дворника, продавца, шофера, речников, строителей, специалистов по благоустройству и озелене­нию). При сравнительном анализе города и села даются представле­ния о сельскохозяйственном труде.

Как и в младшей группе, определенное внимание уделяется иг­рам, но здесь они более разнообразны по виду (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, настольные, подвижные).

Дети средней группы способны более активно проявлять себя в продуктивных видах деятельности (изобразительной, конструиро­вании, художественно-ручном труде), а также в художественно-речевой деятельности, поэтому здесь применяются более сложные варианты работы.

Старшая группа
В старшем возрасте значительно увеличивается объем знаний о родном городе. Работа ведется в нескольких направлениях.

Во-первых, идет ознакомление с историческим прошлым: исто­рия возникновения города Брянска (на Чашином кургане пересекались важные водные пути — Болва впадала в Десну, получался перекресток), Покровская гора, памятник Александру Пересвету и Бояну, площади и некоторые другие достопримечательности, архитектура (храмы духовной культуры русского народа), постройки архитектора Н.А. Лебедева, создавшего в старину лицо города Брянска (больница на набережной в Советском районе, библиотека П.Л. Проскурина в Бежице, здание завода «Арсенал»).

Дошколь­никам не даются исторические даты.

Во-вторых, детей знакомят с районами города, особенно под­робно — с Бежицким, где находится ДОУ, центральной частью района — улицей Куйбышева, музеем братьев Ткачевых, дворцом культуры БМЗ, кинотеатром «Победа».

В-третьих, детям даются знания о промышленности города. Так, рассказывая о возникновении Свенской ярмарки, подчерки­вается обусловленность ее появления удачным расположением. Кроме того, идет знакомство с разными видами промышленности. Тяжелой: Брянский машиностроительный завод, Стальзавод, Брянский автомобильный завод; легкой: Камвольное объединение; пищевой: Молочный комбинат, Брянконфи, Брянский хлебокомбинат, в других районах города: Брянский мясокомбинат, завод «Брянский Арсенал». Продолжается работа  по знакомству с Брянскими промыс­лами. Знакомство с гончарным промыслом с. Синий Колодец Новозыбковского района.

Продолжают знакомить с животным миром Брянского края, с местами отдыха Брянцев — парками: Майский, «Соловьи», парком-музеем им. А.Толстого, стадионами, Ледовым дворцом «Пересвет», с особенностями ландшафта. Значительное место отводится знакомству с трудом взрослых: расширяется перечень профессий. При этом подчеркивается значе­ние техники, которая облегчает и усовершенствует трудовые про­цессы, ускоряет производство, экономит время. При ознакомлении с городом обращается внимание и на труд людей по благоустрой­ству и озеленению улиц, площадей, парков, а также на роль ма­шин в этом процессе, труд людей работающих на предприятиях района и города.

Детей знакомят с творчеством знаменитых поэтов - Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого. Продолжается работа по патриотическому воспитанию детей: даются знания о защитниках Отечества в разные исторические эпохи. Осуществляя эту работу, целесообразно опираться на исто­рические памятники героям битв и сражений в своем районе и городе: памятник летчику – истребителю П.М. Камозину, Герою Советского Союза Д.Н. Медведеву, А.И. Виноградову.   А.А.Морозову, монумент Советскому солдату и памятник артиллеристам в Бежицком районе, Партизанская поляна, памятник лётчикам, памятник воинам – водителям.
Подготовительная группа
В подготовительной к школе группе детей знакомят с основ­ными достопримечательностями родного края: даются сведения о некоторых городах области (Трубчевск, Новозыбков, Клинцы, Карачев), промышленном производстве, знаменитых людях, прославивших край. Художники: Братья Ткачевы, В.В.Лаворько, Махотин Ю. Певица – А.Д.Вяльцева. Композиторы и музыканты: – М.И. Блантер, Т.Н. Николаева, Г.Гладков, написавший 25 дисков песен к мультфильмам. Современные поэты: Н.М.Грибачев, И.А.Швец, С.Петрунин. Композитор, написавший много песен о Брянске - Б.М.Быков. Космонавт Афанасьев В.М. Продолжается более углубленная работа по ознакомлению с Брянском: подробно рассказывается о районах горо­да, промышленных предприятиях, достопримечательностях, о ге­роях - Брянцах, в честь которых названы улицы нашего города, ис­торическом прошлом, подчеркивается связь времен (страницы военного прошлого, история возникновения герба, архитекту­ра прошлого и настоящего и т.д.). Познакомить с памятником воинам, погибшим в Афганистане, памятником медицинским работникам, памятником учителям.

Продолжать знакомить детей с сельскохозяйственным трудом жителей Брянского края.

Патриотическое и гражданское воспитание в подготовитель­ной группе находит самое серьезное отражение: детей знакомят с символикой страны, Брянска, некоторых городов об­ласти; памятниками героям-воинам разных времен. Продолжается изучение Брянских промыслов: рушники из Новозыбкова. При этом подчеркивается их самобыт­ность, преемственность в работе мастеров прошлого и настоящего. Впервые детей знакомят с соборами и церквями Брянска не только как с памятниками архитектуры прошлого, но и как храмами духовной культуры русского народа; дается пред­ставление о музеях как хранителях культурных ценностей пред­шествующих поколений: Покровский собор, Спасо-Гробовская церковь, Свято-Троицкий кафедральный собор, Свенский монастырь, театр драмы им. А. К. Толстого, театр юного зрителя, театр кукол, филармония, краеведческий музей, художественный музей.

В результате этой работы у дошкольников формируется ощущение принадлежности к Центральному региону (Брянскому краю) — частице родины-России, понятия «я — Брянец».


YI. Механизм реализации программы


  1. Информационно-методическое обеспечение

Работа педагогического коллектива ДОУ по ознакомлению детей с родным краем ведется по нескольким направлениям.



1 направление – информационное (создание информационно-тематических текстов для педагогов, переработка теоретических материалов и написание познавательных рассказов для детей);

2 направление – технологическое (разработка конспектов занятий и дидактических игр);

3 направление – организационное (создание предметно-развивающей среды, сбор наглядных средств: картин, фото, худ. литературы и т.д.).
2. Организация работы с педагогами
Современные исследования убедительно показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием близкого окружения. Поэтому конструируя педагогический процесс необходимо повышать компетентность педагогов в вопросах воспитания гражданско-патриотических чувств. В контексте осуществления данной программы педагог является носителем, как общечеловеческих ценностей, так и местных культурных традиций.

Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет.



Для этого в работе с педагогами ставим следующие задачи:

  • Актуализировать краеведческие знания педагогов.

  • Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона через педагогические советы, семинары, консультации, взаимопосещение занятий и мероприятий, мастер-классы и т.д.

  • Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме.

  • Обогащать предметно-развивающую среду по краеведению в каждой группе.


Формы работы с педагогами

  1. Традиционные:

  • Работа в едином образовательном пространстве;

  • Проблемные семинары;

  • Семинары-практикумы;

  • Дни открытых дверей;

  • Творческие микрогруппы;

  • Наставничество;

  • Педагогические советы;

  • Повышение квалификации.




  1. Инновационные:

  • «Копилка» педагогического мастерства;

  • Мастер-классы;

  • Проектная деятельность;

  • Творческие конкурсы;

  • Издательская деятельность.


3. Организация работы с родителями
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу.
Задачи:

  • Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям Брянского края.

  • Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.

  • Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада и города.

  • Способствовать раскрытию творческих способностей в семье


Нетрадиционные формы работы с родителями
Информацион­но-аналитиче­ские

  • Проведение социологических срезов, опросов;

  • Индивидуальные блокноты.


Познавательные

  • Семинары-практикумы;

  • Тренинги;

  • Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме;

  • Мини-собрания;

  • Педагогическая гостиная;

  • Устные педагогические журналы;

  • Педагогическая библиотека для родителей.


Досуговые

  • Совместные досуги, праздники;

  • Выставки работ родителей и детей.


Наглядно-ин­формационные

  • Информационные проспекты для родителей;

  • Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей;

  • Дни открытых дверей;

  • Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;

  • Выпуск стенгазет.



4. Взаимодействие с социумом
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.


5. Материально-техническое сопровождение программы


  • Дидактические и наглядные пособия;

  • Современные средства ТСО (компьютеры, проектор и т.д.);

  • Методическая, краеведческая, художественная литература;

  • Репродукции и иллюстрации картин Брянских художников;

  • Фотоальбомы «Брянск», «Брянский край», «Города Брянского края», «Промышленные предприятия Брянска», «Брянск архитектурный», «Народные промыслы Брянщины», «Художники Брянского края», «Знаменитые люди Брянского края», «Памятные места и достопримечательности Брянска», «Заповедник «Брянский лес», «Районы города Брянска» и т.д.

  • Художественная литература на тему: «Брянские поэты о Брянске»;

  • Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;

  • Грамзаписи и аудиозаписи;

  • Карта Брянского края;

  • Символика России, Брянска и городов Брянского края т.д.;

  • Буклеты, наборы открыток;

  • Диагностико-дидактический материал.

YII. Этапы реализации

Деятельность учреждения по реализации программы «Родная Брянщина моя» организовывается на двух уровнях:


I уровень – уровень групп детского сада;

II уровень – уровень единого коллектива участников образовательного процесса детского сада.

Все уровни объединяются в единую образовательную систему, благодаря единым целям и задачам, обеспечивающим жизнедеятельность детского сада.



1 этап - январь 2013г. – август 2013г.

Диагностическо - организационный


  • Составление паспорта программы.

  • Разработка диагностического инструментария.

  • Первоначальный мониторинг патриотического воспитания в ДОУ.

  • Разработка методического обеспечения программы:

- Перспективно – тематический план работы кружка «Патриот».

- Интегрированные формы организации работы с детьми по реализации

содержания программы.



- Взаимодействие с социумом.

- Обогащение предметно-развивающей среды.

  • Разработка механизма реализации программы «Родная Брянщина моя».

Результат этапа - определение проблематики, актуальности темы, определение цели и задач работы, начального уровня патриотического воспитания в ДОУ, ресурсное обеспечение реализации программы.


2 этап – Практический

сентябрь 2013 – апрель 2016
Практический этап рассчитан на 3 учебных года.
2013-2014 учебный год.
I блок. «Мир природы родного края»

Задача: Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с природой и историей родного края.
2014-2015 учебный год
II блок. «Деятельность человека»

Задача: Развитие у дошкольников чувства гордости и ценностного отношения к родному краю посредством ознакомления с архитектурой, промышленностью и людьми, прославившими его.

2015-2016 учебный год
III блок. «Культурный облик Брянского края»

Задача: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, через приобщение дошкольников к культуре своего народа.
На протяжении каждого учебного года (октябрь-май) – реализация различных видов и форм деятельности с детьми, педагогами и родителями по ознакомлению детей с родным краем.

В конце каждого учебного года основной мониторинг определения уровня сформированности знаний о родном крае.

Результат этапа:

- Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;

- Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю;

- Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности;

- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города;

- Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.


3 этап - 2016 (май)
Итоговый

Итоговый мониторинг патриотического воспитания в ДОУ.

Определение результативности данной программы в детском саду.

Отчёт о реализации программы.

Презентация и обобщение опыта.
Результаты освоения программы «Родная Брянщина моя»

за 2013-2014 учебный год.
В течение 2013 – 2014 учебного года был реализован

I блок программы.
Нами было проведено итоговое обследование уровня сформированности знаний детей дошкольного возраста о родном городе.

В итоговом обследовании приняли участие 60 детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Результаты обследования отражены в таблице (%).

Группы


Родная страна, город

Симво-лика

Народная культура и традиции

Природно климатич. зоны

Личност-ный компонент

Итог


Средняя группа




н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

В

15

38

20

40

21

37

19

38

18

35

19

38

С

40

45

40

41

40

49

43

48

50

47

43

46

Н

45

17

40

19

39

14

38

14

32

18

38

16

Старшая группа

В

23

40

34

54

23

35

24

47

13

34

23

42

С

33

37

34

42

44

56

40

34

45

50

40

39

Н

44

23

32

4

33

9

36

19

42

16

37

19

Подгот.

группа


В

27

50

48

65

40

55

25

47

25

46

33

53

С

40

45

36

24

45

37

47

33

39

40

41

36

Н

33

5

16

12

15

8

28

20

36

14

26

11

Итог


В

22

42

34

53

28

42

23

44

19

38

25

44

С

38

37

37

36

43

47

43

38

45

46

41

40

Н

40

21

29

11

29

11

34

18

36

16

34

16

Анализ данных таблицы итогового обследования показывает положительную динамику по всем показателям. Наиболее высокие результаты получены по показателям «Символика родного города» - 53% и «Историко-географический и природный компоненты родного края» - 44%.

26 детей (44%) имеют высокий уровень знаний о родном крае: без особого труда называют достопримечательности, памятные места и промышленные предприятия города и района, 3 - 4 города Брянской области и рассказывают об их особенностях. Без труда описывают изображения на гербах городов и могут объяснить их символику и значение. Рассказывают о народных промыслах, музеях, театрах и храмах, творчестве знаменитых людей, растительном и животном мире нашего края. Связно и последовательно отвечают на поставленные вопросы.

24 ребенка (40%) имеют знания о родном городе, о его достопримечательностях, музеях, рассказывают о животном и растительном мире края, но затрудняются назвать города Брянской области, храмы, рассказать о знаменитых людях и их творчестве.

Однако 9 детей (16%) затрудняются отвечать на поставленные вопросы, знают названия города, но не могут объяснить символику родного города.
Анализ уровня профессионального мастерства педагогов показал, что за 2013/2014 уч.год 12,5% педагогов участвовали в конкурсах педагогического мастерства районного и всероссийского значения, 18,7% педагогов обобщили свой педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста и повысили квалификационную категорию.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что 64% родителей заинтересованы в сотрудниче­стве с педагогами по вопросам патриотического воспитания и только 35% родителей не усматривают  в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Рассматривая сравнительные диаграммы диагностики уровня патриотического воспитания в дошкольном учреждении на начало и конец 2013-2014 учебного года можно сделать вывод, что система работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края разработанная и реализуемая МБДОУ детским садом №7 «Колокольчик» г. Брянска дает положительную динамику по всем направлениям, а значит программа «Родная Брянщина моя» эффективна и результативна.
Заключение

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования и включает в себя задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю; формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о своем государстве; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста нами была разработана комплексно – целевая программа «Родная Брянщина моя».

Целью программы является создание оптимальных условий для развития нравственно-патриотических чувств у дошкольников через построение педагогического процесса в ДОУ.

Программа определяет основные направления и условия эффективной организации педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: тесное сотрудничество воспитателей и родителей ребенка; активное взаимодействие детского сада и учреждений культуры, подготовленность родителей и воспитателей к решению проблемы воспитания нравственного поведения и патриотических чувств, построение образовательного процесса на основе субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей для активизации интереса дошкольников к нравственно-патриотическим объектам, предоставление детям возможности для самостоятельной и коллективной творческой деятельности (познавательной, игровой, практической, общения).

В течение 2013-2014 учебного года нами была проведена следующая работа.



Разработали:

  • Диагностическую методику патриотического воспитания;

  • Перспективно – тематический план образовательной деятельности по ознакомлению детей с родным краем;

  • Картотеку дидактических по ознакомлению детей с Брянщиной;

  • Перспективное планирование образовательной деятельности кружка «Патриот»;

  • Адаптированные рассказы для детей на тему: «История города Брянска и его районов»; «Военная история родного города» (в форме презентации); «История народных промыслов Брянщины»; «История и государственная символика городов Брянского края»; консультацию для родителей на тему «Маршрут выходного дня (экскурсия по историческим местам Брянска).


Провели:

  • Консультации для педагогов и родителей: «Народная кукла в игре современных детей»; «Методы и приемы формирования у детей познавательных интересов к природе родного края»; «Организация прогулок и экскурсий на природу с детьми старшего дошкольного возраста»; «Формы и методы ознакомления старших дошкольников с военной историей Брянского края»; «Брянские леса – России краса» (в форме презентации); «Пусть цветут цветы» (как знакомить детей с травянистыми растениями);

  • Смотр – конкурс уголков природы и патриотического воспитания и творческий конкурс «Лучшая разработка дидактической игры по ознакомлению дошкольников с родным городом»;

  • Открытые интегрированные занятия по познавательному развитию, художественному творчеству и развитию речи «Магазин Мглинской игрушки», «Чародейкою зимою околдован лес стоит», «В гостях у Брянского старика - лесовика»;

  • Семинары – практикумы для педагогов и родителей: «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о природе родного края через проектную деятельность»; «Ознакомление с историей родного края как метод расширения кругозора дошкольника»; «Как рассказать ребенку об истории нашего города?»;
  • Педагогические советы: «Ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края – основа развития познавательных интересов»; «Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного края»;

  • Родительское собрание «Любовь к Родине закладывается в детстве»



  • Совместные с родителями праздники: «День защитника Отечества», «17 сентября день города Брянска»; «День Победы»;

  • День открытых дверей;

  • Экскурсии для детей: в художественный и краеведческий музей, в музей братьев Ткачевых, экскурсия в музей им. П.М.Камозина школы №11; на Партизанскую Поляну; в выставочный зал «Персона»;

  • Показ мультимедийных презентаций для детей: «Брянск – город партизанской славы»; «Брянские леса – России краса»; «Синичкины рассказы»; «История про белку»; «Рассказы о грибах»; «Как живет в лесу лиса?».


Оформили:

  • Выставку творческих работ родителей и детей «Мой любимый домашний питомец»; «Город, в котором я живу»;

  • Информационные проспекты для родителей «Маршрут выходного дня»;

  • Стенгазету «Наши экскурсии».

Результаты реализации I этапа комплексно – целевой программы «Родная Брянщина моя» за 2013-2014 учебный год показали значительную положительную динамику в формировании нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста, повышении профессионального мастерства педагогов и активности родителей.



Разработанная нами комплексно – целевая программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Родная Брянщина моя» имеет свое прикладное, практическое значение и может быть использована в организации работы дошкольных образовательных учреждений.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница