Тема №1 литературный язык и культура речи литературный язык




Скачать 0.5 Mb.
страница 1/3
Дата 11.09.2016
Размер 0.5 Mb.
  1   2   3
ТЕМА № 1
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Литературный язык – исторически сложившаяся высшая, образцовая форма национального языка, обработанная и нормированная мастерами слова.

Литературному языку противостоят



  • диалект – разновидность общенародного языка, которая служит средством общения людей на определенной территории (напр., бабýры (грибы) вместо сморчки);

  • жаргон – разновидность языка, используемая для устного непринужденного общения представителей узкой социальной прослойки или группы (напр., молодежный жаргон: клёво, прикол, круто; компьютерный жаргон: клава);

  • просторечие: социальное просторечие – речь малообразованных, чаще пожилых носителей языка (напр., колидор, шóфер) и функционально-стилистическое просторечие – языковые средства со сниженной стилистической окраской (напр., папаша, наяривать).

Культура речи – учение о содержании и стиле эффективной и образцовой речи, ее основных коммуникативных качествах.

Основными аспектами культуры речи являются коммуникативный, нормативный, этический.



Задание № 1. Распределите данные слова по группам в зависимости от сферы употребления: а) книжно-письменные, б) разговорные, в) межстилевые, нейтральные.

Афишировать, валерьянка, воришка, главный, гора, дилемма, доступный, красотка, лифт, малыш, работяга, регресс, сидеть, третировать, угробить, фамильярничать.


Задание № 2. Прочитайте пословицы о языке. Прокомментируйте каждую из них.

1. Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. 2. Язык без костей, а кости ломает. 3. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 4. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 5. Лишнее говорить – себе вредить.



Задание № 3. В одной аудитории преподаватель сообщает об «усталом человеке», в другой он «ухайдаканный», в третьей – у него «силы на исходе», в четвертой – «котелок не варит». Определите, какой аудитории может (и может ли по этическим соображениям) быть предложен каждый из вариантов?

Задание № 4. Определите, в каких сферах общения (бытовое, официально-деловое и т.д.) могут быть использованы следующие фразеологизмы, крылатые выражения.

Держать в курсе, зайти в тупик, звезда первой величины, плясать под чью-то дудку, пожинать плоды, вгонять в краску, становиться на дыбы, становиться поперек пути, войти в силу, встречать в штыки, подавать надежду, не ударить лицом в грязь, сесть на мель.

Задание № 5. В разговоре с другом или другим близким человеком опишите какое-либо событие или предмет, один факт, используя лексику разговорной речи.

Задание № 6. Работая в составе творческих групп, подготовьте небольшое сообщение на темы (по выбору):

1. «Язык и речь в жизни человека». (Старайтесь, чтобы понятия язык и речь были четко разделены).

2. «Нужно ли современному человеку владеть основами культуры речи?» (Ответ аргументируйте.).

Материал для самостоятельной работы
Задание № 7. Напишите, какими, на ваш взгляд, тридцатью словами могла бы обходиться современная Эллочка Щукина (героиня Ильфа и Петрова)? Обсудите варианты в творческих группах.

Задание № 8. Напишите эссе на тему «Причины сегодняшней «атаки» жаргонизмов и вульгаризмов на русскую речь».


ТЕМА № 2
НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Языковая норма – совокупность образцовых, общепризнанных и наиболее предпочитаемых языковых элементов, т.е. правила использования речевых средств (произносительных, лексических, грамматических, стилистических), принятые в данную эпоху в общественно-языковой практике образованных людей.

Признаки норм современного русского языка: относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. Различают обязательные нормы (напр., недопустимы формы «ляжь», «красивше») и вариантные (напр., «творóг» и «твóрог»).

Основные виды норм: орфоэпические и акцентологические, грамматические (морфологические и синтаксические), лексические, стилистические.
Задание № 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Патриарх ТЮЗа Александр Александрович Брянцев рассказывал об одном телефо..ом разговоре. Ему н..ожида..о позвонили из школы: «Вам звóнит пр..п..д..вательница …» – «Не верю!» – пр..рвал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снов.. звонок, и снов.. : «Вам звóнит пр..п..д..вательница …» – «Не верю!» – и трубка опять повеш..на. В третий раз звонок: «Товарищ Брянцев, вам звóнит пр..п..д..вательница … . Почему вы не верите?» – «Не верю, чтобы пр..п..д..ватель мог так н..правльно говорить …» – ответил А.А. Брянцев.


Задание № 2. Заполните данную таблицу до конца. Приведите примеры действия всех видов норм. Укажите возможные нарушения.

Правила

Нормы

ударения

акцентологические

произношения

орфоэпические

употребления слов




устойчивых сочетаний слов




образования слов




образования грамматических форм




объединения слов в словосочетания и предложения




написания слов




постановки знаков препинания в предложении




Задание № 3. Прочитайте фрагмент повести В. Войновича «Путем взаимной переписки». Какие нормы литературного языка нарушены в письме героини произведения?

Погоды у нас стоят холодные, много снега. Старики говорят, что урожай будет обильный. Берне вступил в партию КПСС, потому что перевели его на бухгалтера и работа очень ответственная. Ваня, ехайте скорее, мама напекет пирогов с грибами, они вас дожидаются. К сему остаюсь с приветом. Ваша Люда.


Задание № 4. Обратитесь к словарям и выпишите все возможные пометы, касающиеся языковых норм. Укажите примеры.

Задание № 5. Назовите возможные, на ваш взгляд, причины изменения языковых норм. Оцените современную речевую ситуацию и приведите примеры изменчивости норм.

Задание № 6. Писатель А. Югов, протестуя против строгого следования языковым нормам, воскликнул: «Русский язык сам собой правит!» Согласны ли вы с этим утверждением? Работая в творческих группах, подготовьте аргументированное обсуждение проблемы «Так ли уж важно следовать нормам родного языка?»

Материал для самостоятельной работы
Задание № 7. Исправьте текст делового письма бизнесмена бывшему сокурснику. Какие нормы нарушены в данном тексте?
Уважаемый Иван Иванович!

Сообщаю тебе, что фишка с поставкой компьютеров не прошла. Посылай бабки, лучше зеленые. Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.

С приветом президент компании Петров

Задание № 8. Приведите свои примеры употребления норм в речи.

ТЕМА № 3
ФОНЕТИКО-ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Фонетико-орфоэпические нормы – правила литературного произношения и ударения.

Произносительные нормы изучает специальная отрасль филологии – орфоэпия. В безударном положении все гласные в русском языке редуцируются, т.е. произносятся с ослабленной артикуляцией, менее четко и длительно, а иногда заменяются другими гласными (напр., авт[а]нóмия). Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфоэпическим нормам современного русского языка. Но в некоторых иностранных словах звук [о] сохраняется и в безударном положении (напр., [о]áзис, какá[о]). Также в некоторых случаях сохраняется твердость согласных перед [е], что не свойственно для норм русского языка (напр., кр[э]до, код[э]кс).

Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания акцентология. Ударение в русском языке может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Также оно может быть подвижным и неподвижным (напр., нест′и – нёс – неслá, но торт – т[ó]рты – т[ó]ртов). Языковая норма допускает варианты ударений: равноправные (напр., л[ó]сось и лос[ó]сь); один из вариантов признается основным, другой допустимым (напр., кулин[á]рия и доп. кулинар[′и]я); различающиеся в бытовой и профессиональной сферах (напр., к[ó]мпас и проф. комп[á]с).

Задание № 1. Расставьте ударение в данных словах. Выделите слова с вариантами ударений, объясните особенности.

Бармен, валовой, вероисповедание, газопровод, дефис, диспансер, джинсовый, договор, документ, жалюзи, индустрия, инсульт, каталог, квартал, коклюш, колледж, кулинария, кухонный, маркетинг, маркировать, мышление, некролог, нормировать, обеспечение, одновременно, оптовый, откупорить, партер, пиццерия, премировать, принудить, свекла, сливовый, созвонимся, статуя, творог, трансфер, украинский, упрочение, феномен, хаос, ходатайствовать, щавель, эксперт.


Задание № 2. Образуйте множественное число от данных существительных, расставьте ударение.

Аэропорт, бант, бинт, блюдо, директор, договор, кран, крем, порт, профессор, ректор, сирота, средство, страховщик, торт, тренер, шарф, шофер.


Задание № 3. Составьте словосочетания или предложения со следующими словами.

Обходной – обходный; клубы – клубы; броня – броня; развитой – развитый – развитый; наголо – наголо; видение – видение; проклятый – проклятый; переносной – переносный; призывной – призывный; характерный – характерный; чудной – чудный.


Задание № 4. Укажите, какой звук, [′о] или [′э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты.

Афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололедица, длинношерстный, желчный, женоненавистник, истекший, маневр, планер, поблескивать.


Задание № 5. Прочитайте данные ниже слова, обратите внимание на произношение выделенных согласных.

Акциз, булочная, враг, взяточник, городской, господин, двадцать, докладчик, доносчик, дрожжи, катиться, конечно, легко, модернизм, низший, Никитична, образчик, позже, пшеничный, сжарить, скучно, что, яичница.


Задание № 6. Прочитайте данные предложения вслух. Обратите внимание на ударение в выделенных словах.

1. Раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк. 2. Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям. 3. Нужно обратиться к эксперту по этому вопросу и одновременно углубить разработку по этому вопросу. 4. Анна Ильинична всегда угощала нас чаем со свежим ароматным вареньем. 5. К сожалению, приходится констатировать, что спортсмен скомпрометировал себя употреблением допинга. 6. Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений. 7. Зная конъюнктуру рынка, специалисты по маркетингу покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов.



Материал для самостоятельной работы
Задание № 7. Пользуясь словарем, разделите данные слова на группы: а) с мягким произношением е, б) с твердым произношением е.

Бартер, бассейн, декада, декан, деликатес, депрессия, депрессия


детектив, детектив, интервью, компрессия, компьютер, кодекс, кредо, ксерокс, лазер, менеджер, менеджер, модель, патент, пенсне, пресса, свитер, сессия, стресс, тезис, темп, тент, терапевт, термин, термос, террор, тест, тренинг, флешь, фонетика, энергия.
Задание № 8. Образуйте краткие формы прилагательных, поставьте ударение, укажите акцентологические варианты. Проверьте по словарю.

Бледный, быстрый, высокий, глубокий, дешевый, полный, правый, старый, широкий, белый, долгий.



ТЕМА № 4
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это а) правила выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; б) употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке; в) уместность его использования в той или иной ситуации.

Одна из основных лексических норм русского языка –  точное знание значений слова и уместное, мотивированное использование его в речи.

Лексическая сочетаемость – способность слова вступать в сочетания только с отдельными словами данного семантического класса (напр., пучок салата, вязанка дров, но не букет салата, вязанка цветов). Нарушение лексической сочетаемости нередко возникает при использовании паронимов.  Паронимы - близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической категории и имеющие разные лексические значения (напр., сытый - сытный). 

Выразительности, точности, логичности речи способствует использование синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.

При выборе слова следует также учитывать сферу его распространения. Ограниченными сферой употребления являются архаизмы и историзмы, неологизмы, термины и профессионализмы, диалектная, иноязычная, профессиональная лексика.

Ухудшает речь речевая избыточность (напр., год тому назад). Плеоназм – употребление близких по смыслу и потому излишних слов (напр., главная идея, ценные сокровища). Разновидностью плеоназма считают тавтологию – немотивированное повторение однокоренных слов (напр., спросить вопрос). Скрытой тавтологией является соединение иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (напр., прейскурант цен). 

Задание № 1. Составьте словосочетания или предложения:

а) с синонимичными глаголами

исправлять – устранять; осуществлять – выполнять; повышать – усиливать; реализовать, осуществить, выполнить, продать; функционировать, работать; поддержать, помочь, подкрепить



б) с синонимичными прилагательными

долгий – продолжительный – длинный – долговременный – длительный



в) с синонимичными существительными

дефект – недостаток – изъян; функция – обязанность – назначение – работа


Задание № 2. Устраните речевую избыточность.

1. Участники проекта рассказали о перспективах на будущее. 2. На совещании был зафиксирован полный кворум. 3. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 4. Необходимо представить отчет за истекший период времени. 5. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 6. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур. 7. Данное товарищество начало свою деятельность два года тому назад. 8. За выполнение услуг, оговоренных в договоре, заказчик производит оплату согласно прейскуранту цен на день оказания услуг. 9. Необходимо устранить все имеющиеся дефекты и недостатки. 10. На семинаре автор изложил главную суть своей работы.



ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ


  • Активное использование в устной и письменной формах деловой речи терминов – слов или словосочетаний, которым присвоено определенное научное или специальное значение (напр., лизинг, инкассо).

  • Использование в устной деловой речи профессионализмов – стилистически сниженных, разговорного характера слов и словосочетаний, являющихся дублетами, синонимами терминов (напр., нал, растаможка).

  • Употребление большого количества существительных, называющих лицо по профессии, должности, званию (напр., юрист, декан, полковник), а также по временному действию или доминантному признаку (напр., истец, квартиросъемщик).

  • Использование готовых речевых формул – клише (напр., доводим до Вашего сведения; не можем предоставить Вам).

  • Явное преобладание имен существительных.

  • Использование аббревиатур (напр., ЗАО, ГОСТ).

! К явным недостаткам деловой речи относится использование в ней слов-паразитов (напр., как бы, так сказать, понимаете, значит, вот, скажем так).
Задание № 3. К данным профессионализмам подберите эквивалент (термин), употребляющийся в письменной деловой речи.

Бегунок, безнал, накрутка, нал, неучтенка, платежка, оперативка, разброска (товара), страховка, шапка.


Задание № 4. Отредактируйте предложения, заменив разговорно-жаргонную лексику книжной.

1. Приемка продукции по качеству и количеству осущест­вляется на основании Инструкций Госарбитража. 2. Налоги с каждой автомашины взимаются с учетом суммы растаможки. 3. За несвоевременную выплату неустойки сторо­ны уплачивают штрафные санкции в размере 1% от невозвращенной суммы за каждый день просрочки. 4. Спе­циалист обязуется произвести работы по наладке и под­гонке оборудования. 5. Покупатель уплачивает Продавцу штраф за растяжку платежей в размере 2% от стоимости товара за каждый день. 6. Сообщаем, что оплачивать торговую накидку в размере 25% мы не будем, так как договор с Роскнигой подписан нами не был.


Задание № 5. Замените архаичные слова и обороты, встречающиеся в деловых бумагах, на стилистически нейтральные, имеющие то же значение.

Каковой, вышепоименованный, на предмет, при сём, прошу не отказать, вверенный Вам отдел, в настоящем письме, сим отношением, настоящим подтверждаем, уведомляем Вас.



Задание № 6. Найдите в предложениях лексические ошибки и объясните их. Запишите правильный вариант.

1. В договоре мы опирались на вышепоименованный документ. 2. Все, о чем говорил докладчик, – моменты одной концепции. 3. Командировочный прибыл в указанное время. 4. Решение было принято без согласованности с общественностью. 5. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе носят удовлетворительный характер. 6. В данном соглашении следует учитывать следующие факторы. 7. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда.




Материал для самостоятельной работы
Задание № 7. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Проверьте свой выбор по словарю.

а) допустить ошибку, допустить недоделки, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить низкое качество изделий;

б) провести совещание, провести перестройку, провести контроль, провести оценку;

в) оказать содействие, оказать доверие, оказать воздействие, оказать внимание, оказать возражение;

г) повысить успеваемость, повысить знания, повысить успехи, повысить требования, повысить спрос, повысить выпуск изделий, повысить трудовую дисциплину.
Задание № 8. Подберите русскоязычный синоним к следующим иностранным словам или дайте их толкование.

Альянс, аудит, афера, бартер, бизнес, вакансия, вексель, гарантия, дебитор, демагогия, депозит, дивиденд, дилемма, дилер, дискредитация, имидж, инновация, инцидент, канон, катаклизм, кворум, компетенция, консенсус, конформизм, коррупция, котироваться, легитимный, лимит, лоббизм, маркетинг, менеджмент, менталитет, мониторинг, нонсенс, ноу-хау, рейтинг, резюме, реноме, ресурсы, стагнация, фиаско, форс-мажор, юрисдикция.



ТЕМА № 5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ


Часть I. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Морфологические нормы – правила выбора категории рода, вариантов падежных окончаний и других грамматических форм разных частей речи.

Род несклоняемых иноязычных существительных связан со значением слова. А) Неодушевленные существительные относятся к среднему роду (напр., кашне, кимоно). Однако есть много исключений: авеню (ж.р.), виски (ср. и ж.р.), манго (м. и ср.р., пенальти (м. и ср.р.) и др..

Б) Названия лиц относятся к мужскому (напр., денди, кюре) и женскому роду (напр., фрау, эмансипе). Некоторые слова относятся к общему роду (напр., инкогнито, визави).

В) Названия животных относятся к мужскому роду (напр., динго, зебу), но в контексте используются и в женском роде (напр., молодая шимпанзе).

Г) Род географических названий определяется по родовому слову (напр., Сухуми (город) – м.р.)

Некоторые трудные случаи склонения фамилий. Иноязычные фамилии на согласный склоняются, если лицо мужского пола (напр., от Оскара Койфмана). Фамилии на -аго, -яго, ых, -их, -ово, -ко (-енко) не склоняются (напр., от Седых). Если фамилии совпадают с нарицательными существительными, то женские фамилии не склоняются (напр., встретил Анну Сокол), мужские склоняются (… Ивана Сокола).
Задание № 1. Выберите правильный вариант.

Правый бакенбард – правая бакенбарда; болезненный заусенец – болезненная заусеница; стальной рельс – стальная рельса; новый туфель – новая туфля; импортный шампунь – импортная шампунь; яблочное повидло – яблочная повидла, кожаный тапок – кожаная тапка; воздушный тюль – воздушная тюль.


Задание № 2. Установите отличие слов каждой пары по оттенкам значения или стилистически. Составьте с ними словосочетания.

Зубы – зубья, кондукторы – кондуктора, листы – листья, мужи – мужья, образы – образа, поясы – пояса, пропуски – пропуска, сыны – сыновья, счеты – счета, тоны – тона, цветы – цвета.


Задание № 3. Выберите один из предложенных в скобках глаголов.

1. Буксир-толкач (двигает / движет) баржу, скрепляясь с ней носовой и кормовой фермами. 2. (Подытаживать / подытоживать) успехи и достижения еще рано. 3. Просьба (не стучать / не стучаться) без необходимости. 4. В текущем году факультет (организовывает / организует) курсы повышения квалификации учителей. 5. Дачные поезда (идут / ходят) с этой станции ежедневно. 6. На прощание было сказано: «(Передавайте / передайте) директору от меня привет, если увидите». 7. Бабушка (полоскает / полощет) бельё в проруби.


Задание № 4. Раскройте скобки, употребив количественно-именные сочетания в нужной форме.

1. Разность между 87 и 58 составляет 29. 2. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1327 (килограммы). 3. Библиотека ежемесячно пополняется 300-400 (книги). 4. Сдано в ремонт (часы - 24). 5. Держите сосуд (оба/обе) (руки). 6. Лейтенант ушел в разведку с 8 (автоматчики). 7. Ответ пришел только через 22 (сутки, день). 8. Было уничтожено до (полторы роты) противника. 9. Объем производства снизился в 5,1 (раз). 10. Город находится в (полтораста) (километры) отсюда.



Задание № 5. Из данных слов выберите те, с которыми нельзя или нежелательно употреблять собирательные числительные.

Очки, студент, маршал, мы (нас), профессор, ворота, студентка, сирота, город, деревня, знакомый, волк, сутки, сестра.



МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ


  • Активное использование отглагольных существительных (напр., приказ, увольнение, рассмотрение).

  • Предпочтительное использование глагольно-именных сочетаний на месте глаголов (напр., оказать содействие вместо содействовать, производить осмотр вместо осматривать).

  • Употребление сложных отыменных предлогов (напр., вследствие того что, в связи с тем что).

  • Использование цепочек родительного падежа (напр., для применения мер общественного воздействия; для выполнения требования устранения отставания производства деталей).


Задание № 6. Образуйте от данных глаголов существительные, составьте с ними словосочетания, используя лексику официально-делового стиля.

Выдавать, выделять, контролировать, назначить, оказывать, ошибаться, приказывать, подбирать, пролонгировать, рассматривать, содействовать, составить, требовать, уведомлять, ходатайствовать.


Задание № 7. Замените глаголы глагольно-именными сочетаниями.

Интересоваться, направлять, обследовать, одобрять, освоить, победить, предлагать, предпочитать.


Задание № 8. Определите род несклоняемых иностранных существительных и вставьте окончания в текст.

Вечер. Окраина тих… и уютн… Хельсинки. Оживлен… шоссе, ведущ… в провинциальн… Турку. На обочине автострады придорожн… бистро, у котор… припаркован… бел… шевроле.

За столиком двое. Пожил… буржуа, надев золото… пенсне, изучает нехитр… меню. Его обаятельн… визави юн… мадемуазель в кожан… мини и броск… боа. Скучающ… мисс, конечно, не волнуют размышления ее престарел… амиго о различиях между терпк… мерло, лучист… каберне и кисловат… бордо. Она мечтает о блистательн… рейв-пати, где звучит бешен… техно и пляшут космат… хиппи.

Но сегодня она в обществе скучн… рантье. Вот он, наконец, сделал свой выбор: салат из маслянист… авокадо, сытно… рагу из мяса экзотич… кенгуру и стар… добр… виски. Девушка же, очевидно, не голодна; она заказывает спел… манго, крупн… киви, дорог… бренди и черн… кофе.




Часть II. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Синтаксические нормы – правила построения словосочетания, предложения, текста.

Сложные случаи употребления падежей с предлогами: согласно, благодаря, вопреки (чему?); руководитель, начальник (чего?); заведующий (чем?); руководство (чем?).

Некоторые трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

А) Если подлежащее выражено сложным существительным, то сказуемое согласуется со словом, обозначающим более широкое понятие (напр., новое кресло-кровать).

Б) При подлежащем, выраженным сочетанием числительного с существительным, сказуемое употребляется во множественном числе, если надо подчеркнуть активность каждого субъекта, чаще, когда существительное одушевленное (напр., участвовали 22 студента), и в единственном числе, если существительное неодушевленное (лежало 22 книги).

В) При подлежащем, выраженном сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним (напр., референт Иванова составила текст).



Деепричастный оборот. Оба действия в предложении с деепричастным оборотом должны осуществляться одним и тем же лицом.

Следует обращать внимание на порядок слов в предложении (напр., Открылся новый магазин одежды для детей из Китая. – Правильный вариант: Открылся новый магазин одежды из Китая для детей.)



СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ


  • Активное использование деепричастных оборотов, которыми следует начинать фразу (напр., Исходя из сказанного …).

  • Частое употребление безличных и определенно-личных предложений (напр., Необходимо подчеркнуть … Обращаем Ваше внимание …).

  • Широкое распространение в деловых текстах страдательных конструкций, в которых на первый план выдвигается действие (напр., Акт составляется в двух экземплярах.).

  • Необходимость использования вводных слов и конструкций, скрепляющих текстовую структуру (напр., следовательно, подводя итог).

  • Частое использование однородных членов предложения.


Задание № 1. Придумайте словосочетания или предложения с данными словами. Следите за правильностью употребления падежных форм и предлогов.

Предполагать …, обращать внимание …, опираться …, тяготиться …, основываться …, базироваться …, управляющий …, отдавать отчет …, поддержать уверенность …, поддержать веру …, удостоен …, радоваться …, поражен …, вписаться …, тревожиться …, курировать …, свойственный …, рецензия …, отзыв … , вклад … .


Задание № 2. Выберите правильный вариант.

1. Письмо пришло на имя (управляющего / управляющей) фирмой Николаевой О.В. 2. Никитину А.П. принять на должность (лаборанта / лаборантки). 3. Запрос директора госархива Марии Владимировны (Венда / Венды). 4. Заявление на имя заведующего кафедрой Льва Михайловича (Шлегель / Шлегеля). 5. (Главный / главная) технолог завода Т.Г. Сергеева (отметил / отметила) положительный результат проведенного эксперимента.


Задание № 3. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант согласования сказуемого с подлежащим.

1. В работе форума (приняло / приняли) участие 154 человека. 2. Большинство (голосовало / голосовали) за принятие закона. 3. Несколько пунктов договора (нуждается / нуждаются) в уточнении. 4. Ряд вопросов (требует / требуют) безотлагательного решения. 5. На смежное предприятие в качестве взаимопомощи (было направлено / были направлены) до двухсот работников завода. 6. Большинство тех, кто (дал / дали) согласие на переезд, в дальнейшем (взял / взяло / взяли) свои заявления. 7. СМИ (провело / провели) однодневную акцию протеста. 8. Двое ветеранов (награждено / награждены) почетными грамотами. 9. Двадцать один студент (подал / подали) завление в профком.


Задание № 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием грамматических форм однородных членов предложения.

1. Руководство завода дало задание подтвердить и разобраться в случаях злоупотреблений служебным положением. 2. Данной компании принадлежит право и приоритет на использование данной продукции. 3. Необходимо срочно собраться всем директорам и управляющим заводов. 4. Наша организация присутствовала и приняла участие на международной выставке. 5. Данный приказ касается начальников и заведующих отделов.


Задание № 5. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 3. Ознакомившись с вашим резюме, у меня возникли некоторые вопросы. 4. Проводя проверку подразделений организации, были выявлены серьезные нарушения. 5. Вкладывая средства в данную отрасль промышленности, результат будет гарантирован. 6. Выяснив, что обмен производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 7. Отвечая на Ваше письмо о заключении договора поставок, нами была отправлена необходимая документация.



Материал для самостоятельной работы
Задание № 6. Определите род заимствованных имен существительных. Проверьте себя по словарю.

Авеню, алиби, амплуа, атташе, бигуди, визави, виски, Гаити, галифе, Гюго, денди, дзюдо, досье, Дюма, евро, жалюзи, рандеву, рефери, какаду, киви, Конго, конферансье, кофе, крупье, кюре, Осло, пани, пенсне, пони, протеже, рагу, регби, резюме, сабо, сомелье, «Таймс», Тарту, Токио, трио, фиаско, хинди, цеце, шимпанзе, «Юманите».


Задание № 7. Найдите ошибки и отредактируйте данные предложения.

1. Управление ведет подбор и наблюдение над фактами. 2. Проработав два месяца, у него возникли проблемы с начальником цеха. 3. Трест организовал и руководил предприятиями. 4. Мы получили выполненный заказ заводом. 5. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 6. Через несколько дней, еще не успев освоиться на участке, инженеру предложили принять цех. 7. В справках, которые выдаются по личным заявлениям, должны указываться учреждения, которым они предназначаются. 8. Если весь период практики оплата не производилась, она не может учитываться финансовыми отделами. 9. В конце деловой беседы конкуренты оказались в более лучшем положении. 10. После присоединения артели к отраслевой фирме ей было передано ценное оборудование.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница