Тема 2. Технология подготовки твёрдых ископаемых к переработке.
Погрузочно-разгрузочное оборудование
Сырье – один из основных элементов технологического процесса, который определяет в значительной степени экономичность процесса, выбор технологии.
В химическом производстве на различных стадиях переработки можно выделить следующие материальные объекты:
-
исходное вещество или собственно сырье,
-
промежуточные продукты (полупродукты),
-
побочные продукты и отходы.
Химическое сырье классифицируется по различным признакам: по происхождению, химическому составу, запасам и агрегатному состоянию.
Химическое сырье принято делить на:
-
первичное (извлекаемое из природного источника);
-
вторичное (промежуточные и побочные продукты);
-
природное;
-
искусственное (полученное в результате переработки природного сырья).
Рис.2.1 Классификация химического сырья
2.1 Приём и складирование твёрдых топлив
Груз – любые предметы и материалы, подвергающиеся погрузке, выгрузке, транспортированию и складированию.
Грузопоток – количество однородных грузов (в т, кубометрах, штуках), перемещаемых по заданному маршруту за определенный промежуток времени (час, сутки, смена, месяц, год). –Q
Транспортно – грузовой комплекс (ТГК) – совокупность связанных друг с другом машин и устройств, составляющих систему, предназначенную для организации передвижения, приема, хранения, выполнения внутри складских операций, выдачи грузов и сопровождающих их информационных потоков.
Главная задача ТГС – обеспечить бесперебойную работу производства, которое она обслуживает.
Нужно на основе анализа элементов и связей между ними выбрать оптимальный вариант решения проблемы. Основной принцип при решении этой задачи – СООТВЕТСТВИЕ.
Направления развития в области транспортно – грузовой системы .
-
создание конвейеров (ленточных и канатно-ленточных) – для перемещения грузов на 50..100 км
-
увеличение вместимости (конвейерные ленты из синтетических материалов, угол наклона роликов до 45°, уширение до 2,5 м)
-
автоматизация процессов (подтягивание ленты, остановка и разгон, ловители, адресация грузов)
Автоматизация процессов транспортно – грузовой системы.
-
создание робототехнических систем (на контейнерных площадках, наливных эстакадах..)
-
автоматизированная системы отбора заказов, автоматическая адресация грузов.
Механизация ручного труда в погрузочно-разгрузочных работах.
-
внедрение средств восстановления сыпучести
-
учет грузов
-
стыковка с магистральным транспортом
Технологические процессы- это операции, которые необходимо производить с грузом для его перемещения и преобразования, а также другие операции, которые обеспечивают их выполнение.
Основные операции, выполняющие функци транспорьно-грузовой системы и определяющие её производительность:
-
транспортирование
-
выгрузка
-
перегрузка
-
складирование
-
погрузка
Вспомогательные – обеспечивают или улучшают выполнение основных операций:
-
восстановление сыпучести
-
зачистка подвижного состава
-
сортировка
-
учёт
Соответственно, грузопотоки бывают часовые, суточные, месячные, годовые.
Грузопереработка - общее количество перемещенного на объекте (предприятии, складе, цехе) груза (с учетом количества перемещений) - Qг
Выражается в тех же единицах, что и грузопоток, либо в тонно-операциях, пакето-операциях, контейнеро-операциях и т.д.
Кратность (коэффициент) грузопереработки – отношение величины грузопереработки в величине грузопотока – n0
ПРИМЕР:
Поступил реагент . До его использования в основном производстве с ним выполняют следующие грузовые операции:
-
выгрузка из вагонов на площадку склада
-
складирование
-
отгрузка со склада на межцеховой транспорт и доставка на склад заготовительного отделения
-
приём на складе отделения
-
отгрузка к технологическому оборудованию
итого – на рассматриваемом участке предусмотрено пять операций с одним и тем же грузом, коэффициент грузопереработки n0=5.
Пропускная способность ТГК – возможность её погрузить на транспорт и выгрузить из него максимальное количество груза при данном устройстве и техническом оснащении, сложившейся структуре грузопотоков и установившейся организации и технологии ПРР.
Измеряется в т, кубометрах, штуках за сутки, месяц, год.
Пропускная способность зависит от:
-
количества, длины погрузочно-разгрузочных фронтов (ПРФ)
-
степени технического оснащения (количества машин, устройств и их производительности)
-
количества складов, их расположения, технического состояния
-
развития ж.д. путей, автодорог и проездов
-
состояния маневровых средств, электрохозяйства, рем.баз и т.д.
-
от рода грузов
-
технологии их погрузки и выгрузки
-
организации работ.
С точки зрения особенности хранения, перевозки и перегрузки, грузы можно разбить на штучные, насыпные и наливные.
Специфические особенности грузов в значительной мере определяют возможность и целесообразность применения того или иного оборудования, схемы организации работ.
Вид груза
-
в каком подвижном составе его перевозить (крытый, полувагон, с люками, спецвагон)
-
где его хранить (открытый, закрытый, полузакрытый, отапливаемый и т.д.)
Размеры, вес, форма штучных грузов
-
возможность их пакетизации и контейнеризации
-
грузоподъемность и тип подъемных и транспортирующих машин
Объемный и насыпной вес
-
средний - учитывать при определении производительности (особенно непрерывного транспорта) и выборе основных параметров.
-
Наибольший и наибольшие размеры кусков – для расчета узлов обслуживающих устройств.
Гладкость
-
учитывать если груз при перемещении должен скользить или катиться (гравитационные спуски, образование штабелей)
Многосортность требует:
-
универсальных машин, способных перегружать различные грузы
-
сортировки по различным штабелям (специальная планировка штабелей либо гибкая система транспорта)
-
возможна одновременная приемка и выдача различных грузов, и тогда – дробление оборудования на несколько мест работы, большая производительность
-
при прямой перегрузке могут требоваться дополнительные (аккумулирующие) хранилища.
Хрупкость
-
ограничивает способы перегрузки, типы машин, высоту укладки
-
целесообразно уменьшить количество перегрузок
Слеживаемость и смерзаемость
-
могут полностью нарушить работу транспортно-грузовой системы ( твёрдое топливо превращается в монолит, требуются специальные машины, взрывание)
-
требуют специальных мер: отогрев, рыхление
-
затруднено истечение слеживающихся грузов из бункеров
Самовозгорание и огнеопасность
-
ограничивает высоту, порядок укладки и размеры штабелей
-
противопожарные разрывы, средства пожаротушения, режим
Абразивность, коррозирующие свойства и пыление
-
отражаются на конструкции машин (износ, коррозия)
-
многие пылевидные с трудом отделяются от воздуха – ограничивается применение пневмотранспорта
-
выделение пыли, газа, радиации требует герметизации груза, дистанционного управления, защиты рабочих.
Технологические особенности
если требуются вспомогательные операции (сушка, сортировка, дробление, просеивание, очистка, взвешивание и т.д.) – необходимо предусмотреть оборудование и технологические операции.
Существуют понятия: промышленный транспорт (внутренний транспорт производителя), магистральный транспорт (для перевозок грузов от производителя до потребителя).
Основным видом магистрального транспорта является железнодорожный транспорт.
Склад (складской комплекс) – составная часть транспортно-грузовой системы.
Склад предназначен для приема, хранения, выполнения внутрискладских операций, выдачи, учета груза.
Необходимость существования складского комплекса – неравномерность грузопотоков и различия в скорости технологических операций. Склады – сглаживают эти неравномерности и различия. Лучший вариант склада – это его объективное отсутствие.
Погрузочно-разгрузочным (грузовым) фронтом называется часть ж.д. пути грузового пункта (или места стоянки автомобилей), предназначенная непосредственно для выполнения погрузки и выгрузки грузов из вагонов или автомобилей, которая обычно оснащена комплексом стационарных или передвижных грузовых устройств.
|