Автоцистерны «Уралзис» Топливная автоцистерна ац-2,6 на шасси Уралзис-355М, сохранившийся до наших дней в гараже



Скачать 65.22 Kb.
Дата 10.10.2016
Размер 65.22 Kb.
Автоцистерны «УралЗИС»



Топливная автоцистерна АЦ-2,6 на шасси УралЗИС-355М, сохранившийся до наших дней в гараже «Мосфильма»

Ровно 45 лет тому назад были выпущены последние экземпляры этих автомобилей, в последующее десятилетие весьма распространенных во многих регионах СССР: сибирских, азиатских, уральских и некоторых других. Однако, солидное положение и заслуженную, достойную оценку эти машины имели лишь в богом забытой российской (а также - казахской, таджикской, туркменской…) глубинке, в то время как в крупных городах страны они были редки и малоизвестны, а со временем - и вовсе позабыты.



Откуда пошел «355М»

Модель УралЗИС-355М явилась результатом долгой и кропотливой работы по модернизации ЗИС-5, с 1944 г. выпускавшегося на автозаводе в г. Миассе.

Наряду с усовершенствованием всех систем и узлов «трехтонки» создавалась и новая внешность. 3,5-тонному прототипу был присвоен индекс УралЗИС-353. Машина, вобрав все лучшее, что было в ЗИС-5 (простоту, надежность, проходимость) получила долгожданную отапливаемую кабину, увеличенную на 22 л.с. мощность двигателя, современные механизмы и красивую стильную внешность.

3360-килограммовый УралЗИС-353, имевший длину 6290 мм, ширину 2280 мм, высоту по кабине 2095 мм и базу 3824 мм, с бензиновым двигателем Урал-353А мощностью 95 л.с. развивал максимальную скорость 75 км/ч и расходовал 24 л на 100 км.

Увы, освоение серийного выпуска этой машины на маломощном тогда заводе затянулось до осени 1958 г. За это время судьба модели дважды висела на волоске - уже настойчиво просились на конвейер трехосные «Уралы». Поэтому «353-й», переименованный к тому времени в УралЗИС-355М предполагали собирать лишь в течение 1959 г. чтобы оправдать затраты на серийное производство. Однако грузовик продержался на конвейере ровно 7 лет - до 16 октября 1965 г, и в первую очередь - благодаря тому, что сразу получил высокую оценку у эксплуатационников. Его ценили за надежность, выносливость, безотказность и отменную проходимость. Рассчитанный на 3,5 т груза, он без надрыва брал 5 и более тонн, проходимость же его, столь же малооборотистого как и ЗИС-5, по непролазной грязи от перегрузки, как это ни странно, только улучшалась. А вот условия работы на нем, по сравнению с неотапливаемыми кабинами ЗИС-5, были куда как комфортнее. Это особенно чувствовалось в Сибири с ее морозами и снежными буранами.

Шофера отзывались о нем так: «машина великолепная, по любой грязи тянет, сколько ни нагрузишь, безотказная. А «движок» - сносу нет, даже если захочешь - не «застучит». И действительно, чтобы вывести УралЗИС из строя,- надо было очень постараться. К тому же, не смотря на довоенную основу, он по многим параметрам превзошел своих ровестников ГАЗ-51А, ЗИС-150 и ЗИЛ-164. УралЗИС-355М был динамичнее, выносливее, будучи меньше и легче, трудился наравне с ЗИЛ-164, обладал гораздо лучшей проходимостью, да и коэффициент тары меньше единицы тоже в те годы был лишь у него. Вот только количеством не мог он соперничать с миллионами ГАЗиков и ЗИЛов. Из заводских же ворот в Миассе за эти годы вышло всего 192 580 экземпляров УралЗИС-355М (с 1961 г. - Урал-355М). Если бы дело тогда решал спрос, то «355М» вполне могли бы собирать гораздо большим «тиражом» еще по крайней мере лет десять (как, например, тот же ГАЗ-51А), но увы…

Кстати, о названии. Буква «М» в индексе очень важна, поскольку пока модель «353» готовилась к производству, из заводских ворот с деревянными кабинами выходили чуть обновленные ЗИС-5 под названием УралЗИС-355. После этого индекс «353» «наверху» посчитали «политически неверным», и принципиально новую модель переиначили в модернизированный придаток устаревшей - «355М». Естественно, из-за этого возникла путаница, продолжающаяся и по сей день. Добавим к тому же, что когда аббревиатуру «ЗИС» изъяли из названия, на капотных боковинах машины появились надписи «УралАЗ» (вместо «УралЗИС»), и отсюда станет понятным все многообразие имен, которыми величали «355М» в обиходе: и «Эмка», и УралЗИС, и Урал-355М, и УралАЗ, и ЗИС-355М (даже - ЗИЛ-355!), и «Уралец» или «Уралко».

Бензовозы

Но перейдем к самим цистернам. Завод изготавливал УралЗИС-355М либо в виде бортового грузовика, либо в виде шасси. Самыми распространенными надстройками для этих шасси стали автоцистерны для перевозки горючего, молока и воды. Их было произведено в общей сложности около 36000 единиц, ну а на трассах встречалось еще больше, так как и на бортовые «355М» иногда переставляли цистерны с других машин.

С 1958 г. Еманжелинский механический завод (Челябинская область) монтировал на шасси «УралЗИС-355М» цистерны АЦ-2,6 (АЦМ-2,6) для перевозки и краткосрочного хранения 2600 л бензина, керосина, лигроина или дизтоплива. Калиброванная цистерна эллиптической формы, типа 799, состояла из трех обечаек и двух днищ, дополнялась двумя кольцами жесткости снаружи и волнорезами внутри, и опиралась на 3 поперечных опоры, закрепленных на раме. Оборудование цистерны состояло из цилиндрической вертикальной наливной горловины, указателя уровня жидкости, смотрового окна, воздухоотводящего устройства, механического центробежного насоса СЦЛ, боковых продольных ящиков с двумя стремянками на концах и продольных поручней самой цистерны. Заполнение и опорожнение ее могло производиться как самотеком, так и при помощи насоса. Общий вес без нагрузки равнялся 4050 кг.

Вскоре к производству таких цистерн подключился Уральский механический завод (г. Уральск, Казахстан), с 1963 г. - завод «Андижанирмаш» (Узбекистан), и с 1964 г. - Новотроицкий завод торгового машиностроения (Киргизия). Цистерны киргизского производства габаритами несколько отличались от прочих: они были короче (общая длина машины 6100 мм против 6290 мм) и шире (2150 мм против 2126 мм). Кроме цистерн этого типа на шасси УралЗИС-355М иногда встречались цистерны АЦ-2,9 (на 2900 л) и цистерны с автомобилей ЗИС-150, ЗИЛ-164 и ЗИС-151.

УралЗИС-355М по свидетельствам шоферов почти никогда не ходили одни, а при любом удобном случае тянули различные прицепы, ведь даже официальный полный вес буксируемого прицепа для них составлял 5,2 т (а реально - много больше). Поэтому и для автоцистерн на их базе нередко в автохозяйствах изготавливались 2-х или 1-осные прицепы-цистерны различной емкости. Иной раз АТП изготавливали даже полуприцепы-цистерны двойной емкости, перевозимые седельными тягачами на базе «355М». Все вышеперечисленные цистерны в равной степени могли применяться и для перевозки воды и прочих жидкостей. Кстати, один экземпляр АЦ-2,6-355М сохранился до наших дней в гараже киноконцерна «Мосфильм».

Молоковозы

Значительное распространение в Сибири, Средней Азии и Башкирии получили и цистерны для перевозки молока АЦПТ-2,2 (АЦМ-23) того же Новотроицкого завода, имевшие двухсекционную цистерну цилиндрической формы с двумя верхними наливными горловинами. АЦПТ-2,2 была рассчитана на 2200+- 50 л, АЦМ-23 - на 2300 л. Габаритные размеры этих цистерн тоже отличались от базовой модели. Более короткие (6100 мм) и узкие (2150 мм) по сравнению с бортовыми (но шире, чем АЦМ-2,6), они из-за конфигурации цистерны были несколько выше - (2335 мм по крышкам горловин). Вес их без груза составлял 3715 кг.

Специальное оборудование состояло из устройства для заполнения секций молоком путем создания в них вакуума через впускной трубопровод работающего мотора. По бокам цистерны имелись не ящики, а столешницы (полки) с поручнями, на которые при необходимости устанавливались дополнительные фляги с молоком (до 16 шт.), посредством чего увеличивалась грузоподъемность. Эти цистерны являлись наиболее яркими из модификаций УралЗИС-355М, имея двухцветную желто-красную раскраску: крылья, боковины капота и нижнюю часть кабины окрашивали в красный цвет, а облицовку радиатора, капот, верх кабины и цистерну - в желтый. По бокам цистерны (но не всегда) имелись надписи «Молоко». Видимо, из-за места производства этих цистерн, все молоковозы на базе УралЗИС-355М прозвали в народе «киргизами». В известном кинофильме «Джентльмены удачи», в эпизоде побега из мест заключения заснят именно бывший молоковоз на базе «355М», уже видавший виды, без жалюзи радиатора, перекрашенный, с надписью «Цемент» на цистерне.

Кроме всех этих цистерн существовали и другие, выпущенные небольшими партиями. Это ассенизационные АНМ-355М, одна из которых исправно служила до 2003 года в г. Искитиме (Новосибирская обл.). В Литве некоторое распространение получили цистерны-аммиаковозы на базе «355М», использовавшиеся для перевозки аммиачной воды с Ионавского завода. Цистерны эти эллиптического сечения, конструктивно схожие с АЦ-2,6, выпускались в 1963-65 г. Можно вспомнить и поливомоечные машины, конструктивно схожие с ПМ-10 на шасси ЗИЛ-164, которые эксплуатировались также в Средней Азии и некоторых других регионах.

Вообще, так уж получилось, что ни география распространения, ни область применения, никоим образом не способствовали широкой известности немногочисленного УралЗИС-355М и его модификаций. Даже в кино мы почти не увидим этих автоцистерн. Исключением являются лишь фильмы «Живет такой парень» (1964 г, в кадре мелькает бензовоз) и уже упомянутый «Джентльмены удачи» (1971 г, бывший молоковоз).

На сегодняшний день по самым нескромным подсчетам на всей территории бывшего СССР уцелело не более 20 комплектных экземпляров этой машины, причем из них только две автоцистерны. Ну а по-настоящему памятны и дороги эти автомобили остались в основном для тех, кому довелось на них трудиться. Все эти люди до сих пор вспоминают о них с теплотой, даже - с восхищением, ну а теперь уже - с грустью.





Бортовые грузовики УралЗИС-355М сходят с конвейера в Миассе. Именно они послужили основой для различных видов автоцистерн. Фото 1959 г.



Бензовозы Еманжелинского механического завода типа АЦ-2,6-355М отличались от прочих более низкой горловиной



Автоцистерна АЦМ-2,6-355М производства Уральского механического завода также получила достаточное распространение



Молоковоз АЦПТ-2,2 в эксплуатации на Чистюньском маслосырзаводе. Алтайский край, август 1965 г.



На цистерны АЦПТ-2,2 (АЦМ-23) по бокам при необходимости могли устанавливаться дополнительно и фляги с молоком. Бийский район Алтайского края, 1968 г.



Кадр из кинофильма «Джентльмены удачи». Бывший АЦМ-23, переименованный в «цементовоз». Окрестности Бухары, весна 1971 г.



Ассенизационная цистерна типа АНМ-355М на шасси Урал-355М. г. Искитим Новосибирской области, 2003 г.

 

Михаил Соколов



Фото из архива автора и А. Новикова


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница