Остановочный путь




Скачать 169.7 Kb.
Дата 11.09.2016
Размер 169.7 Kb.
2. Торможение
Процесс эксплуатации механических транспортных средств включает в себя плановые и вынужденные остановки по разным причинам, стоянки. Иногда процесс торможения становится неизбежным и экстренным, особенно если необходимо предотвратить дорожно-транспортное происшествие. К сожалению, процесс торможения является одной из опаснейших технологических операций при управлении транспортным средством. Торможение происходит и зимой и летом, в разных погодных условиях, на дорогах с разным качеством дорожного покрытия, с использованием разных механических транспортных средств.

С точки зрения безопасности дорожного движения – торможение является одной из самых сложных технологических операций. Поэтому компетентные специалисты в области управления, обслуживания и эксплуатации автомобилей должны понимать всю теоретическую и практическую составляющие этой операции.

Большую роль в обеспечении безопасности движения играет понимание механизма остановки транспортного средства. Главной теоретической составляющей в этом вопросе является – остановочный путь.

Под остановочным путём понимают расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения опасности водителем до полной остановки. Особенность остановочного пути в том, что он всегда больше тормозного пути. Ведь автомобиль проходит расстояние до начала торможения, которое зависит от времени реакции водителя и от времени срабатывания тормозного привода.

Предлагаю Вам рассмотреть время срабатывания тормозного привода и путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозов. Оно зависит от его конструкции и может равняться от 0,4 с (для легкового автомобиля с гидроприводом тормозов), до 1,5 с (для автопоезда с прицепом, оснащённого тормозной системой). Рассмотрим рисунок ниже.

А теперь поговорим о реакции водителя. Под временем реакции водителя подразумевается время с момента обнаружения опасности до начала принятия мер. В зависимости от психофизиологического состояния водителя, его опыта, а также сложности обстановки, в которой находится водитель – это время обычно составляет от 0,4 до 1,5 секунд. Другими словами этот фактор зависит от человеческого фактора.

Опасность управления транспортным средством при алкогольном и ином опьянении в том, что реакция водителя замедляется, а значит, время реакции для принятия решения, увеличивается в 2 – 9 раз. Кроме того от нетрезвого человека можно ожидать непредсказуемости и неадекватности в поведении.

Водитель, управляющий автомобилем в нетрезвом состоянии, опаснее во сто раз.

Увеличивается время реакции также при пользовании сотовым телефоном и в утомлённом состоянии. Типичными признаками утомления водителя являются сонливость, вялость, притупление внимания. В этом состоянии управление транспортным средством опасно и запрещено в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

Эмоциональное состояние водителя оказывает существенное влияние на безопасность дорожного движения. Отрицательные эмоции отвлекают водителя от анализа дорожной ситуации и вносят нервозность в управление.

Ну, а теперь настал черёд тормозного пути. Это путь пройденный автомобилем с момента начала действия тормозов до полной остановки. При определении тормозного пути не учитывается расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и за время срабатывания тормозного привода. Тормозной путь определяется по формуле:



, где

- скорость;

J – максимальное замедление.

Из формулы видно, что более эффективно снизить тормозной путь можно за счёт снижения скорости, так как между ними существует квадратичная зависимость. Поэтому, уменьшив скорость в 2 раза, водитель уменьшает тормозной путь в 4 раза, и, соответственно, уменьшив скорость в три раза, уменьшит тормозной путь в 9 раз.

Замедление зависит от силы сцепления колёс с дорогой. За счёт ухудшения сцепления колёс с дорогой, тормозной путь на мокром асфальте увеличивается в 1,5 - 2 раза, на укатанном снегу в 3 – 4 раза, на гололёде в 5 – 10 раз по сравнению с сухим асфальтом. Чтобы уменьшить тормозной путь повышают коэффициент сцепления колёс с дорогой применением специальных шин (дождевых, зимних или шипованных), цепей и т. п. приспособлений, посыпают дорогу песком. Смотри справочную информацию ниже.



Основными достоинствами шипованной шины являются хорошие показатели на голом льду и накатанном снегу, однако, на чистом асфальте её показатели заметно хуже, чем у шины не шипованной. В некоторых северных европейских странах запрещено использовать автомобиль зимой, если он не оборудован шипованными шинами.

У автопоезда, имеющего прицеп (один или два), не имеющий своей тормозной системы, тормозной путь увеличивается, так как увеличивается масса сцепленных транспортных средств.

Тормозной путь увеличивается и при буксировке автомобилей с неисправной тормозной системой (на жёсткой сцепке или методом частичной погрузки). Поэтому фактическая масса буксируемого транспортного средства должна быть как минимум в два раза меньше фактической массы буксирующего механического транспортного средства.

Для подготовки к контрольной работе № 4 необходимо получить компетенции правильного осуществления торможения с точки зрения безопасности, знать основные виды торможения.

Вам необходимо усвоить, что торможение может быть служебным (для уменьшения скорости во время обычного движения перед остановкой у светофора и т.д.) и экстренным (подразумевает остановку автомобиля в случае внезапно возникшей опасности очень близко от места начала торможения).

При экстренном торможении водитель часто резко, чисто инстинктивно сильно и резко давит на педаль тормоза. При этом автомобиль под действием сил инерции «наклоняется» вперёд, прижимая передние колёса к дороге и ослабляя сцепление задних колёс с дорогой. Создаются благоприятные условия для блокировки задних колёс автомобиля (они перестают вращаться и не реагируют на поворот рулевого колеса, так как скользят по дороге), увеличивая при этом тормозной путь.

Это же может произойти и при служебном торможении на скользкой дороге или на высоких скоростях.

Поэтому уменьшение тормозного пути в любых условиях достигается ступенчатым или прерывистым торможением на грани блокировки колёс.

Прерывистое торможение применяется на участках дорог, где чередуются лёд, снег, асфальт или на неровной дороге, где может заблокироваться любое из колёс и поэтому направление заноса непредсказуемо. Процесс торможения состоит из последовательных нажатий и отпускания педали тормоза с частотой от 4 до 8 в секунду, первый слабый и короткий, последующий посильнее и продолжительнее, не допуская полной блокировки колёс. Смотрите рисунок ниже.

При ступенчатом торможении педаль нажимается до начала блокировки колёс, после чего не отпускается, как в прерывистом торможении, а слегка ослабляется до разблокирования и опять нажимается с каждым разом сильнее и продолжительнее. Ступенчатое торможение намного эффективнее прерывистого в связи с отсутствием пассивной фазы, когда педаль не отпускается полностью.

Кроме тормозной системы для остановки автомобиля надо использовать торможение двигателем. Давайте вспомним, что нам известно о нём. Оно заключается в естественной остановке автомобиля под действием сил трения в двигателе, механизмах трансмиссии и сопротивления качению. Происходит торможение сразу, как только Вы отпустите педаль газа. Более существенный эффект торможения возникает при переключении на пониженную передачу. При торможении двигателем вероятность блокировки значительно снижается, что повышает безопасность.

Технология управления автомобилем предусматривает кроме торможения операцию разгона.



Разгон интересен тем, что при нём происходит картина обратная торможению. Вам следует обязательно уяснить, что сила инерции покоя больше силы тяги и момент инерции при разгоне прижимает задние колёса к дороге. Смотрите рисунок ниже.

Передняя часть автомобиля при этом приподнимается, разгружая передние колёса. Эту особенность разгона некоторые водители используют при переезде через небольшие препятствия, в том числе и через «лежачего полицейского».



Длительный разгон транспортного средства с включенной первой передачей, когда двигатель работает на повышенных оборотах, увеличивает расход топлива. Плавное ускорение при плавном замедлении обеспечивает наименьший расход топлива.

Обращаю Ваше внимание, что существенное снижение давления в шинах приводит к увеличению сил трения и, соответственно, к увеличению расхода топлива. Кроме этого, шины быстрее изнашиваются при этом.

Неумелые действия водителя в сложных дорожных условиях часто приводят к заносу. Рассмотрим проблему заноса автомобиля более подробно. Прошу Вас уяснить, прежде всего, что блокировка колёс часто провоцирует занос на скользкой дороге. Что же такое блокировка, давайте повторим – заблокированные колёса перестают вращаться и автомобиль становится неуправляемым, он уходит в занос.

Занос – это уход задней части автомобиля с траектории движения под действием внешних сил. Каких? Силы инерции, силы трения, центробежной силы.

Предлагаю Вам запомнить, что занос возникает там, где водитель совершил ошибку. Какую?



  • Резко затормозил и получил блокировку колёс;

  • Резко ускорил движение и получил пробуксовку ведущих колёс автомобиля;

  • Резко повернул рулевое колесо и получил вредное воздействие сразу трёх сил – инерции, центробежной силы и сил сцепления колёс с дорогой.

Обязательно нужно учитывать при заносе сопутствующие факторы, такие как - большая скорость, скользкая, неровная дорога, сильный боковой ветер. Смотрим рисунок ниже.

Ну и что делать при заносе? Давайте выработаем алгоритм действий, направленный на безопасность движения.

Прежде всего, нужно устранить причину заноса, то есть прекратить начатое торможение или уменьшить нажатие на педаль управления подачей топлива.

Дальше необходимо быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса и, не дожидаясь прекращения скольжения, опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения. Смотрите рисунок ниже.



А теперь давайте посмотрим, одинаковы ли действия водителя по выводу автомобиля из заноса на переднеприводных и заднеприводных автомобилей. Оказывается, нет.



На переднеприводном автомобиле следует увеличить скорость и ведущие колёса «потянут» за собой автомобиль, устраняя занос.

На заднеприводном автомобиле увеличение скорости лишь усилит «набегание» задних ведущих колёс на передние, тем самым усиливая занос.

На полноприводном – педаль газа надо отпускать не полностью, чтобы тяга передних колёс помогала справиться с заносом.

Ну, а теперь обратим внимание на правильное положение рук на руле. В связи с этим рассмотрим рисунок, на котором показано правильное положение рук на рулевом колесе, обеспечивающее постоянную готовность водителя к активным действиям в случае критической ситуации.



Ну, а теперь пора приступить к рассмотрению тестовых заданий по теме, которые дадут Вам возможность оценить глубину восприятия материала, увидеть пробелы и направить усилия на ликвидацию белых пятен в познании. Давайте прямо сейчас решим 22 тестовые задачи, убедимся в своей компетенции и продолжим работу дальше.




















Сравните Ваши ответы с ответами, представленными в таблице:

№ п/п

№ задачи

Правильный ответ

1

26.31

2

2

26.32

2

3

26.33

1

4

26.34

3

5

26.35

1

6

26.36

4

7

26.1

1

8

26.2

2

9

26.3

2

10

26.37

1

11

26.57

3

12

26.58

1

13

26.59

2

14

26.60

2

15

26.38

4

16

26.39

2

17

26.40

3

18

26.41

3

19

26.17

3

20

26.61

1

21

26.44

2

22

26.45

2

Если Ваши ответы совпадают с ответами в таблице, значит, Вы обладаете необходимыми компетенциями в вопросах связанных с торможением. Если же этого не произошло, Вам необходимо вернуться к теоретической части и устранить пробел в знаниях. Если после работы над теорией остались белые пятна, рекомендую прочитать комментарии к задачам, и, вновь обратится к теории. Ну и если это не помогло, немедленно отправляйтесь на консультацию к преподавателю. Надеюсь, что индивидуальная работа с Вашим педагогом принесёт Вам пользу и добавит уверенности в учебных делах.




Комментарии к предложенным задачам.


№ п/п

№ задачи

Комментарий

1

26.31

При наличии на автомобиле антиблокировочной тормозной системы, контроль над сцеплением шины с покрытием дороги возложен на эту систему. Поэтому при экстренном торможении следует нажать на педаль тормоза до отказа и удерживать её до полной остановки.

2

26.32

Если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, то на скользкой дороге следует тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колёс (движения «юзом»).

3

26.33

Занос на скользкой дороге может возникнуть при торможении из-за блокировки задних колёс автомобиля. В этом случае необходимо в первую очередь устранить причину заноса, то есть прекратить начатое торможение. В дальнейшем поворотом рулевого колеса в сторону заноса можно выровнять траекторию движения автомобиля.

4

26.34

Занос на скользкой дороге может возникнуть при резком ускорении движения из-за пробуксовки ведущих колёс автомобиля. В этом случае необходимо устранить причину заноса, то есть уменьшить нажатие на педаль управления подачей топлива.

5

26.35

Занос на скользкой дороге может возникнуть из-за резкого поворота рулевого колеса. В этом случае необходимо быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса и, не дожидаясь прекращения скольжения, опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения автомобиля.

6

26.36

Занос заднеприводного автомобиля может возникнуть при увеличении скорости на повороте из-за «набегания» задних ведущих колёс на передние. В этом случае целесообразно слегка уменьшить подачу топлива, не вызывая резкого торможения двигателем, и повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Торможение при заносе только ухудшает ситуацию.

7

26.1

Под остановочным путём подразумевается расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Остановочный путь всегда больше тормозного, так как до начала торможения автомобиль успевает переместиться на расстояние, зависящее от времени реакции водителя и времени срабатывания тормозного привода.

8

26.2

Уменьшение тормозного пути достигается торможением на грани блокировки, так как заблокированные колёса скользят по дороге, увеличивая при этом тормозной путь.

9

26.10

При съезде автомобиля правыми колёсами на неукреплённую влажную обочину возникает опасность заноса из-за разницы сцепления правых и левых колёс с дорогой. При этом, целесообразно, не меняя скорости, то есть, не прибегая к торможению, плавным поворотом рулевого колеса вернуть автомобиль на проезжую часть. Торможение в данной ситуации может вызвать занос автомобиля.

10

26.3

При подсоединении прицепа, не имеющего своей тормозной системы, тормозной путь автомобиля увеличивается, так как увеличивается масса сцепленных транспортных средств.

11

26.37

Действия водителя по устранению заноса (скольжения задних колёс в сторону) на переднеприводных и заднеприводных автомобилях различны. На переднеприводном автомобиле при увеличении скорости ведущие передние колёса «потянут» за собой задние, тем самым устраняя занос. На заднеприводном автомобиле увеличение скорости усилит «набегание» задних ведущих колёс на передние, тем самым усиливая занос.

12

26.57

Плавное ускорение при плавном замедлении обеспечит наименьший расход топлива.

13

26.58

Длительный разгон транспортного средства с включенной первой передачи, когда двигатель работает на повышенных оборотах, увеличивает расход топлива.

14

26.59

Опасность алкогольного опьянения при управлении транспортным средством заключается в том, что реакция водителя замедляется, а значит, время реакции, необходимое для принятия решения, увеличивается.

15

26.60

В утомлённом состоянии время реакции увеличивается, а внимание притупляется.

16

26.38

Занос переднеприводного автомобиля может возникнуть при торможении на повороте из-за «набегания» задних колёс на передние. В этом случае целесообразно слегка увеличить подачу топлива (не вызывая пробуксовки передних колёс) и дальнейшим поворотом рулевого колеса скорректировать направление движения автомобиля. Следует помнить, что на заднеприводном автомобиле увеличение скорости может только усилить возникший занос.

17

26.39

Занос автомобиля при проезде крутого поворота возникает под действием центробежной силы, которая возрастает с увеличением скорости движения. Поэтому для предотвращения возможного заноса водитель должен с учётом крутизны поворота заблаговременно снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу и проехать поворот, не прибегая к резкому увеличению скорости и торможению. Прохождение поворота с выключенным сцеплением приведёт к потере контроля над управлением автомобиля.

18

26.40

При движении в повороте на автомобиль действует центробежная сила, которая возрастает с увеличением скорости и стремится сместить автомобиль к внешней стороне закругления дороги. Занос или снос автомобиля может возникнуть при проезде поворота из-за большой скорости движения, торможения или низкого коэффициента сцепления. Антиблокировочная тормозная система, предназначенная для предотвращения блокировки колёс автомобиля, может снизить вероятность возникновения заноса или сноса при торможении, но не может исключить возможность их возникновения при других условиях движения.



19

26.41

Зимние шины отличаются от летних или всесезонных специальным рисунком протектора и повышенными сцепными качествами, что уменьшает возможность возникновения проскальзывания или пробуксовки колёс на скользком покрытии. Если автомобиль эксплуатируется на зимних дорогах со снежным накатом или в гололедицу, то рекомендуется использовать шипованные шины. Однако использование зимних шин, в том числе и шипованных, требует от водителей осторожности при выборе скорости движения, так как возможность возникновения заноса на скользком покрытии не исключается.

20

26.17

Правильное положение рук показано на правом рисунке. Такое положение рук обеспечивает готовность водителя выполнить любой манёвр, не потеряв при этом контакта с рулевым колесом.

21

26.61

Типичными признаками утомления водителя являются сонливость, вялость, притупление внимания. В таком состоянии управление транспортными средствами опасно и поэтому запрещено.

22

26.44

Под временем реакции водителя подразумевается время с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по избежанию опасности. В зависимости от состояния водителя и его опыта, а также сложности обстановки, в которой находится водитель, это время обычно составляет от 0,5 до 1,5 секунды.

23

26.45

Время реакции водителя изменяется в пределах от 0,4 до 1,6 секунды и зависит от его психофизиологических особенностей, состояния, опыта, сложности дорожной обстановки и многих других факторов. Исходя из многочисленных исследований, принято считать, что среднее время реакции водителя составляет около 1 секунды.







База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница