Учебно-методический комплекс дисциплины «Технология и механизация погрузочно-разгрузочных работ»




Скачать 0.8 Mb.
страница 1/3
Дата 04.09.2016
Размер 0.8 Mb.
  1   2   3


Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Государственный Университет

имени Шакарима г.семей



Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-12.1.96/03-2013

Учебно-методический комплекс дисциплины «Технология и механизация погрузочно-разгрузочных работ»

Редакция №3

от 18.09.2013




Учебно-методический комплекс
дисциплины

«Технология и механизация погрузочно-разгрузочных работ»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «5В090100 – ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК, ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА»



    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



Семей

2013


содержание

  1. Глоссарий.


  2. Лекции.

  3. Практические занятия.

  4. Тематика СРС.

  5. Тематика СРСП.


  1. Глоссарий



ТМПРР – Технология и механизация погрузочно-разгрузочных работ

Энергоемкость машины (оборудования) - удельный расход энергии

Сохраняемость — это свойство объекта непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение, и после хранения и (или) транспортирования в заданных условиях долговечности- ресурс и срок службы—могут быть средними, между капитальными ремонтами, до списания. ГОСТ — Государственные стандарты, обязательные к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик;

ОСТ — отраслевые стандарты, обязательные для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также других, применяющих ее продукцию;

PC — республиканские стандарты союзных республик, обязательные для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности;

СТП — стандарты предприятий, обязательные только для отдельного предприятия. Механические погрузчики — это самоходные машины на колесном или гусеничном ходу с приводом от электродвигателя с питанием от аккумуляторной батареи или от внешней сети по гибкому кабелю, или с приводом от двигателя внутреннего сгорания (карбюраторного или дизеля).

ГОСТ — Государственные стандарты, обязательные к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик;

Механические погрузчики — это самоходные машины на колесном или гусеничном ходу с приводом от электродвигателя с питанием от аккумуляторной батареи или от внешней сети по гибкому кабелю, или с приводом от двигателя внутреннего сгорания (карбюраторного или дизеля).


  1. ЛЕКЦИИ


Лекция 1. (2 часа)
Организация погрузочно-разгрузочных работ.
Подготовка груза к транспортировке и транспортировка грузов очень ответственное дело. При подготовке груза следует учитывать такой фактор как характеристика груза. И исходя из этого вести подготовку к перевозке груза.

Так, например скоропортящийся груз необходимо упаковывать в вакуумную упаковку, или в специальные машины - рефрижераторы, они специально оборудованы для перевозки мясных, молочных и других скоропортящихся грузов. И также важно учесть характеристику упаковки, так как груз при перевозке подвергается механическим воздействиям. Исходя из этого мы раскладываем в ящики, коробки, фасуем в пакеты. Упаковочные материалы (полиэтилен, картон, бумагу, стрейч-пленку, скотч т.д.)

Согласно тому какой груз поступил на склад, определяется тип упаковки. происходит его сортировка, и подготовка транспортных документов.

Груз допускается к перевозке с обязательным указанием в транспортном документе его количества – штук, массы – веса в тоннах, которое определяет ряд важнейших транспортных коммерческих и правовых условий его перевозки. Но кроме количественных показателей по договору перевозки груза важное значение имеют такие его качественные характеристики. Правовое регулирование условий, связанных с этими элементами договора перевозки, осуществляется правилами перевозок различных грузов, учитывающими специфику каждого груза и вида транспорта.

Технологические карты в складских операциях - это детальные проработки последовательности исполнения складских операций и работ. Они могут составляться как на весь процесс операционно-складской переработки товаров, так и на отдельные этапы складской деятельности (поступление товаров на склад, отправка его клиентам и проч.). Они могут составляться и применительно к организации трудового процесса работников склада или оптовой базы (машинистов подъемно-транспортного оборудования, отборщиков, водителей и проч.). Использование в складской деятельности технологических карт дает возможность целесообразнее применять средства и предметы труда, рабочий персонал, а главное - исключить возможные ошибки в процессе выполнении тех или иных операций.

Основа для разработки технологических карт складских процессов - исходные обстоятельства и условия, с учетом которых следует определить содержание работ (подробный перечень операций, подлежащих выполнению), ответственных за них исполнителей, а также перечень сопутствующих документов, которые составляются по ходу складского технологического процесса. Также в технологической карте может иметь место раздел "Что не допускается или категорически запрещено", с целью предостережения исполнителей операций от возможных недочетов и ошибок при исполнении ими складских операций и работ.

Для определения содержания работ по определенному исходному обстоятельству или условию следует руководствоваться соответствующей нормативной документацией, действующими инструкциями, положениями и проч. В соответствии с требованиями перечисленных документов подлежит разработке и такой серьезный раздел технологических карт, как "Оформляемые документы".

Технологическими графиками предусматривается выполнение складских работ и операций во времени (то есть в течение суток, смены и проч.). Это могут быть графики текущей работы погрузо-разгрузочного оборудования, графики прибытия клиентов-покупателей на склад (оптовую базу) или в помещение товарных образцов для выполнения ими отборки товаров (грузов, изделий), графики работы экспедиции и проч.

Сетевое планирование применяется на современных крупных складах (складских комплексах и мощных оптовых базах). Оно заключается в разработке сетевых графиков и моделей. Сетевая модель склада (оптовой базы) представляет из себя графическое изображение операций и работ, выполняемых на складе, последовательно отображающее чередование цепи операций и работ, то есть технологического складского процесса во всем его комплексе. Сетевой график оптовой базы или склада - это сетевая модель с детально рассчитанными параметрами, включая сроки исполнения операционно-складских работ.

Применение технологических карт, технологических графиков и сетевых моделей всемерно способствует значительно более четкой и строгой организации технологического складского процесса, намного более эффективному применению материальных и трудовых ресурсов.



Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ

п/п

Наименование операции

Оборудование,
приспособления,
персонал


1

Разгружаемый автомобиль устанавливают на погрузочно-разгрузочной площадке, обозначенной сигнальной разметкой. Автомобиль ставят на стояночный тормоз, под колеса устанавливают противооткатные упоры.

Автомобиль, водитель автомобиля

2

Разгрузка производится через задний борт автомобиля. В случае необходимости грузчики придвигают груз к краю заднего борта с целью обеспечения простоты выемки груза и кузова автомобиля.

Грузчики

3

Получив задание, водитель автопогрузчика подъезжает к автомобилю на расстояние, обеспечивающее безопасность выполнения работ.

Автопогрузчик, водитель автопогрузчика

4

Груз устанавливается на вилочные захваты и извлекается из кузова автомобиля.

Автопогрузчик, водитель автопогрузчика

5

Груз транспортируется в склад, устанавливается в штабель или снимается с вилочных захватов и устанавливается в определенное место для дальнейшего его размещения с применением самоходных штабелеров.

Автопогрузчик, водитель автопогрузчика

6

В случае применения самоходных штабелеров оператор штабелера устанавливает груз на вилочный захват, транспортирует его до штабеля, затем устанавливает в штабель.

Самоходный штабелер, оператор штабелера

7

Размещение грузов в складском помещении выполняется по технологической карте на размещение грузов.

Автопогрузчик, самоходный штабелер, водитель автопогрузчика, оператор штабелера

8

Погрузка грузов в автомобиль выполняется в обратной последовательности.




9

Перед началом погрузочно-разгрузочных работ персонал должен быть ознакомлен с инструкциями по охране труда, данной технологической картой, технологической карте на размещение грузов и другими локальными нормативными актами по охране труда.




Организация работ должна обеспечивать безопасное производство работ, надлежащий контроль за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности, локализацию и ликвидацию последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте в случае их возникновения и определять порядок технического расследования их причин, разработки и реализации мероприятий по их предупреждению и профилактике.
С учетом конкретных условий и в соответствии с перечнем в организации должны быть разработаны или приведены в соответствие с ними положения и инструкции по охране труда по профессиям и видам работ, при этом перечень инструкций должен быть составлен службой охраны труда при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов, организации труда и заработной платы, утвержден руководителем организации и разослан структурным подразделениям.
Ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ в организации должна быть возложена приказом на специалиста, организующего эти работы. На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на работника, замещающего его по должности.
Руководители и специалисты, обеспечивающие содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию, и работники, ответственные за безопасное производство работ кранами, должны руководствоваться инструкциями

Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:


- перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и неисправным инвентарем запрещается;
- проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;
- следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;
- при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.
Основными опасными и вредными производственными факторами при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов являются:
- загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- повышенная или пониженная подвижность воздуха;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- прямая и отраженная блесткость;
- расположение рабочего места на значительной высоте;
- движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т.д., острые кромки транспортируемого груза, выступающие рым-болты, движущиеся краны, транспорт и др.;
- для кранов на автомобильном шасси или шасси автомобильного типа токсические воздействия этилированного бензина и др.
Погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады, мостики, сходни должны содержаться в исправном и чистом состоянии, а в зимнее время очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение, твердое и ровное покрытие, содержаться в чистоте и своевременно очищаться от мусора, а зимой от снега и льда и не загромождаться. Складирование материалов, каких-либо предметов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ не допускается.

Лекция 2. (2 часа)
Классификация и основные технико-эксплуатационные показатели погрузочно-разгрузочных машин и средств автоматизации.
Оптовая торговля является одной из наиболее трудоемких отраслей деятельности, так как значительная масса грузов перерабатывается пока вручную. Низкий уровень механизации труда в оптовой торговле вызывает большую текучесть кадров и постоянную потребность в рабочей силе.

Наиболее трудоемкими в торговле являются погрузочно-разгрузочные работы.

При выполнении погрузочно-разгрузочных операций наблюдается наибольшая занятость, низкая производительность труда, используется малоквалифицированная рабочая сила. В механизации этих работ заложены резервы сокращения доли ручного труда, повышения его производительности и ускорения выполнения технологических операций

Научно-технический прогресс в оптовой торговле представляет собой решение комплекса задач по техническому перевооружению предприятий на основе достижений науки и техники, внедрению новейшего торгово-технологического оборудования и соответствующих ему технологических процессов.

Применение  подъемно-транспортного  оборудования (даже простейших его видов) облегчает тяжелые работы, повышает производительность и культуру труда   Особенно эффективно использование комплексной механизации трудоемких процессов на всем пути движения товаров от предприятия-поставщика до торговых залов магазинов.

Механизация — процесс замены ручного труда человека работой машин. Она может иметь следующие стадии: частичная механизация, комплексная механизация, автоматизация, комплексная автоматизация.

К механизированным относятся процессы, в которых применение машин обеспечивает замену ручного труда на основных операциях, а вспомогательные операции выполняются вручную. Если замена ручного труда осуществлена только на отдельных операциях, а часть работ на основных операциях выполняются вручную, то такую механизацию называют частичной. При относительно небольших вложениях средств она позволяет высвободить часть вспомогательных рабочих или облегчить их труд

Комплексной механизацией принято считать такую ступень механизации, при которой каждая из взаимосвязанных работ полностью механизирована, основные и вспомогательные операции выполняются машинами, управляемыми операторами. Комплексная механизация процессов в торговле включает: применение механизмов при погрузке и выгрузке товаров и перемещении их внутри предприятия; организацию надлежащей приемки и хранения товаров, их предварительной фасовки и подготовки к продаже; организацию доставки товаров с оптовых баз в розничные торговые предприятия с использованием многооборотной тары; создание комплексно-механизированных складов.

Основой комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ в оптовом звене является пакетирование тарно-штучных грузов на универсальных поддонах стандартных размеров, что позволяет доставлять товары от отправителя до конечного получателя без перевалок.

Следующей ступенью механизации является автоматизация. Автоматизация основана на применении системы машин, оборудования, автоматов, позволяющих полностью заменить физический труд рабочих и осуществить управление машинами и контроль за их работой при помощи средств автоматики. Роль человека сводится к разработке и внедрению программ управления, наблюдению и корректировке приборов автоматики. Комплексная автоматизация исключает участие человека как в технологических, так и в управленческих операциях.

Однако на многих оптовых базах, в том числе построенных по типовым проектам, нередко применяется устаревшая технология выполнения складских операций с большими затратами ручного труда, низким коэффициентом использования площади и объема складов.

С целью рационализации деятельности оптовых баз разрабатываются схемы механизации переработки грузов на складах. Существуют схемы механизации для баз со складской площадью 2,85; 5; 10 и 15 тыс. м2. Иногда такие схемы издают в виде альбомов технологических планировок.

Разработка схем механизации проводится на основе  учета таких факторов, как:

• детальный анализ технологических процессов по операциям с целью выявления наиболее трудоемких работ;

• обеспечение максимального использования площади и объема складов;

• поиск возможности расширения складских площадей;

• сокращение путей перемещения грузов вручную;

• оптимизация путей перемещения подъемно-транспортных машин;

• уменьшение непроизводительных потерь энергоресурсов;

• снижение количества перевалок грузов;

• улучшение условий труда;

• расширение применения подъемно-транспортного и технологического оборудования;

• обеспечение взаимозаменяемости подъемно-транспортного и технологического оборудования;

• повышение производительности труда и уменьшение трудозатрат на переработку грузов;

• обеспечение удобного доступа к товарам;

• минимизация затрат времени на комплектование и отправку заказов покупателям;

• обеспечение оптимальных условий труда работников на всех участках.

Подбор необходимого подъемно-транспортного и технологического оборудования проводится с учетом соответствия их характеристик грузам и характеру операций, минимальной материалоемкости. Они должны быть доступны и удобны для обслуживания и соблюдения правил техники безопасности, обеспечивать экономическую целесообразность применения

Технологические решения и схемы механизации базируются на применении различных типов подъемно-транспортных машин в основном отечественного производства, а также производства зарубежных фирм

Для каждого проекта оптовой базы разрабатывается несколько вариантов технологических планировок и схем механизации, обеспечивающих уровень механизации от 36 до 61%

По каждому варианту разработаны:

• план расположения технологического оборудования со спецификацией подъемно-транспортного и технологического оборудования,

• транспортно-технологические схемы переработки грузов,

• чертежи для монтажа подъемно-транспортного оборудования,

• рабочие чертежи с кратким описанием некоторых видов подъемно-транспортного и технологического оборудования

Рекомендуемые схемы механизации и технические решения могут использоваться как при проектировании и строительстве, так и при реконструкции и техническом перевооружении складов, близких по конструктивным и технологическим параметрам При выборе конкретной схемы механизации необходимо учитывать товарооборот, грузооборот, объем товарных запасов склада, коэффициенты использования площади и объема складов, распределение товаров по способам хранения (стеллажное, штабельное).

Варианты схем механизации различаются по применяемым видам подъемно-транспортных машин и механизмов.

Так, для прирельсового общетоварного склада площадью 10 000 м2 разработано шесть вариантов технологических планировок и схем механизации

Вариант I — с использованием для погрузочно-разгрузочных и складских работ электропогрузчиков и электротельферов, напольного комплектовочного крана-штабелера с передаточной тележкой

Вариант II — с применением напольного комплектовочного крана-штабелера, электропогрузчика и электротельферов

Вариант III — аналогичен варианту II, но в данном случае комплектовочный кран-штабелер используется без передаточной тележки

Вариант IV — с использованием для погрузочно-разгрузочных и складских работ электротельферов, электропогрузчиков и ленточных конвейеров

Вариант V — с использованием напольного электротранспорта

Вариант VI — с использованием мостовых кранов-штабелеров, электроштабелеров, электротельферов, лестничных конвейеров, гравитационных поворотных устройств

В варианте I для обработки штабеля используют электротельфер, подвешенный к монорельсу Электротельфер работает со специальными захватами плоских и стоечных поддонов, которые устанавливаются по периметру склада в один ряд с разгрузочными площадками между ними Поддоны захватываются и перемещаются на разгрузочную площадку. При этом может быть использована отборочная навесная лестница с грузовой тележкой или тележкой с гидравлическим подъемом вил На складе продовольственных товаров, оборудованном стеллажами, работают обычно электропогрузчики

Для погрузки и разгрузки контейнеров с автомобильного транспорта применяется электротельфер грузоподъемностью 5 т.

Вариант VI для обработки грузов предусматривает применение мостовых кранов-штабелеров грузоподъемностью 125 кг

Ленточные конвейеры располагаются вдоль стен складов, что не препятствует транспортированию грузов и позволяет устанавливать их стационарно. Конвейер, используемый на рампе, должен быть подвижным, чтобы перемещать его в склад по окончании работ

На складе продовольственных товаров для обработки штабелей и внешних сторон стеллажей, смонтированных в виде проходных, используется электроштабелер с рукояточным управлением с пола, в то время как внутренние стороны массива стеллажей, выполненных как полочные, обслуживаются мостовым краном-штабелером.

Для внутрискладской переработки грузов предусмотрены различные средства малой механизации

В альбомах схем механизации для всех ее вариантов дается подробный перечень оборудования, применяемого для выполнения отдельных операций технологического процесса

Подбор оборудования для механизации складских работ осуществляется с учетом того, в чем хранятся товары в контейнерах или на поддонах Это дает возможность механизировать процесс движения товаров на всем пути, начиная с приемки на складах оптовых баз до доставки в торговый зал розничных торговых предприятий Таким образом, создается предпосылка создания сквозной схемы механизации торгово-технологических процессов Схема доставки продовольственных товаров в таре-оборудовании приведена на рис.

Применение механизмов, предусмотренных схемами механизации в плодоовощехранилищах, дает возможность не только механизировать процесс приемки, хранения и отпуска товаров, но и подготовку товаров к продаже. На рис. 1.2 показана схема механизации работ при хранении картофеля, моркови, свеклы, предусматривающая фасовку в сетки и пакеты Это дает возможность механизировать процесс доставки фасованных товаров в торговый зал магазина и сократить время, затрачиваемое покупателем на их приобретение.

Рис. Схема доставки продовольственных товаров в таре-оборудовании

1 — загрузка готового продукта в тару-оборудование,

2 — доставка электропогрузчиком на промежуточное

хранение, 3 — загрузка электропогрузчиком в автотранспорт,

4 — разгрузка автофургона механизированным способом,

5 — механизированная доставка в торговый зал, 6 —

покупка товара непосредственно из тары-оборудования

При разработке схем механизации и автоматизации технологических процессов на товарных складах можно руководствоваться нормами технического оснащения предприятий оптовой торговли. Они предназначены для определения потребности в технологическом и подъемно-транспортном оборудовании при проектировании новых оптовых баз, реконструкции и дооснащении действующих оптовых предприятий, разработке планов технического оснащения.

Рис. Механизация работ при контейнерном хранении картофеля, моркови, свеклы

Нормы предусматривают оснащение оптовых предприятий подъемно-транспортным оборудованием (электропогрузчиками, электроштабелерами, стеллажами, кранамиштабелерами, ручными тележками, контейнерами) в зависимости от их мощности.

Нормы оснащения подъемно-транспортным оборудованием определены исходя из единовременной вместимости склада, товарооборачиваемости в днях, максимального суточного грузооборота в поддонах с учетом принятых коэффициентов неравномерности, среднесуточной производительности серийно выпускаемых механизмов, односменной работы складов, установленного соотношения между стеллажным и штабельным способами хранения товаров по укрупненным группам.

Нормы технического оснащения предприятий оптовой торговли потребительской кооперации включают усредненные нормы оснащения подъемно-транспортным оборудованием оптовых предприятий объемами 6000 м3 (1000 м2 при высоте 6 м или 1700 м2 при высоте 3,5—4 м).

В нормах технического оснащения:

• дана техническая характеристика основных видов напольного электротранспортера (марка, номинальная грузоподъемность, высота подъема, радиус поворота, габариты, широта рабочего коридора при штабелировании поддонов 800 х 1200 мм, скорость движения), кранов-штабелеров (грузоподъемность, длина моста, высота подъема грузоподъемного органа в зависимости от высоты здания и высота надземного рельсового кранового пути, габариты груза, скорость механизмов крана-штабелера);

• приводятся исходные данные для расчета потребности оптовых торговых предприятий в подъемно-транспортном оборудовании (указаны основные параметры, необходимые для расчетов, и формулы расчета);

• приведены примеры расчетов потребности в подъемно-транспортном оборудовании для базы площадью 10 000 м2, в ручных тележках при использовании кранов-штабелеров, в малогабаритных контейнерах.

Показатели оценки состояния механизации оптового предприятия. Оценка состояния механизации оптового предприятия характеризуется разными показателями.

Показателем, отражающим как количественную, так и качественную сторону процесса вытеснения ручного труда машинами является уровень механизированности труда.

Он определяется по формуле:



где Умт — уровень механизации труда;

Чм — численность работников на механизированных работах;

Чо — общая численность работников, занятых на механизированных и немеханизированных работах.

Следующим показателем, характеризующим общий технический уровень предприятия, является уровень механизированности торгово-технологического процесса — основной количественный показатель механизации. Его значение состоит в том, что он позволяет сравнивать состояние механизации на различных объектах (или на различных участках одного объекта) и тем самым определять пути ее дальнейшего развития в каждом конкретном случае.

Он определяется по формуле:



где умп — уровень механизированности торгово-технологического процесса;

QM — объем работ, выполненных механизированным способом;

Qо — общий объем выполненных работ, включая механизированные и немеханизированные.

Данный показатель можно использовать как для определения уровня механизированности всего торгово-технологического процесса, так и его отдельных операций.

Показатель уровня механизированности работ выражается отношением механизированных трудозатрат (человек/час) к общему объему трудозатрат, включая механизированные и немеханизированные:



где  Умр — уровень механизированности работ;

Зм — трудозатраты механизированные;

30 — трудозатраты общие.

Состояние механизации оптового предприятия характеризует уровень обеспеченности торговой техникой, количественно характеризующий парк торгово-технологического оборудования.

Этот показатель рассчитывается по формуле:



где  У0 — уровень обеспеченности торговой техникой;

Т — количество единиц одного вида техники, шт.;

Ти — потребное количество единиц торговой техники того же вида, шт.

Технический уровень характеризует не только обеспеченность техникой, но и степень ее использования. Уровень использования техники и оборудования рассчитывается по формуле:

где Уи — уровень использования техники и оборудования;

Ми — машины и оборудование, участвующие в технологическом процессе, шт.;

MQ — общее количество машин и оборудования, шт.

Расчет численности рабочих, занятых механизированным трудом, осуществляется в соответствии с инструкциями ЦСУ РФ.

Объем работ по переработке грузов определяется произведением грузопотока и количества подъемно-транспортных операций в пределах грузопотока и измеряется в тонно- операциях:



где О — объем работ по переработке грузов;

Вi  —  величина грузопотока в i-м технологическом процессе;

Моi = Мм i + Мрi — количество подъемно-транспортных операций (механизированных и ручных) в i-м технологическом процессе.

С целью получения объективной информации о состоянии материально-технической базы оптовой торговли, трудовых и финансовых ресурсов, эффективности их использования, техническом оснащении оптовых торговых баз может проводиться паспортизация оптовых баз.

Паспорт состоит из шести разделов.

1. Общая характеристика оптовой базы.

2. Товарооборот.

3. Товарные запасы.

4. Зона деятельности, технологическое, подъемно-транспортное оборудование, многооборотная тара и компьютерная техника.

5. Организационно-технический уровень и эффективность использования ресурсов.

6. Численность и состав работников, заработная плата.

В разделе 4 приведены сведения о потребности (по нормам технического оснащения) и фактическом наличии технологического, подъемно-транспортного оборудования, многооборотной тары и компьютерной техники.

В разделе 5 приведены показатели, характеризующие организационно-технический уровень и эффективность использования ресурсов, в том числе машин и оборудования Рассчитывается показатель фондовооруженности, среднегодовая стоимость машин и оборудования на одного работника. Также рассчитываются показатели, косвенно характеризующие эффективность механизации торгово-технологических процессов — коэффициент использования складской площади, коэффициент использования складского объема.

На основании приведенных в разделе 4 и 5 данных проводится расчет уровня механизации складских работ, выражающийся отношением объема механизированных работ к общему объему работ (в тоннах), проводимых базой. Можно рассчитать и другие показатели, характеризующие уровень механизации складских работ, например уровень механизации труда.

Система машин для предприятий оптовой торговли.

Повышение эффективности деятельности оптовых предприятий во многом зависит от степени их технической оснащенности. Перед каждым предприятием встает вопрос модернизации складского технологического процесса на современной индустриальной основе.

Однако степень технического оснащения многих оптовых предприятий остается низкой. Наибольший результат достигается от применения не единичных машин, а совокупности технических средств разного назначения, взаимосвязанных между собой по технико-экономическим и эксплуатационным показателям. Речь идет о системе машин, обеспечивающих комплексную механизацию работ, включающую более высокопроизводительные, простые, удобные, надежные в работе машины и оборудование.

Система машин — это совокупность технических средств и оборудования, предназначенного для комплексной механизации и автоматизации технологически связанных между собой складских операций. Система машин обеспечивает непрерывность складского процесса путем увязки всех его звеньев единым ритмом работы входящих в ее состав машин.

Создание и внедрение системы машин для комплексной механизации складских операций способствует обеспечению высокой производительности при минимальных затратах труда и средств, повышению эффективности и качества работы. Система машин должна содержать минимально необходимый набор машин, оборудования и приспособлений для комплексной механизации складских технологических процессов.  Ее  основные параметры должны соответствовать заданным объемам складского оборота, производительности и техническому уровню отечественной и зарубежной техники.

Научно-методические разработки по системе машин состоят из пяти разделов. В первом разделе приведены технологические процессы переработки грузов в оптовой торговле и организация фасовки сыпучих товаров; во втором — технологические процессы переработки грузов в розничной торговле и схема движения тары в розничном торговом предприятии.

В третьем разделе помещен перечень машин и оборудования по пяти основным группам:

• для погрузки-разгрузки транспорта;

• для транспортировки товара;

• для хранения и отбора товара;

• для обработки товара;

• вспомогательное.

Приведены основные технические характеристики машин и оборудования, обозначение технических условий и шифра в прайслисте.

Раздел четвертый содержит перечень оборудования, подлежащего разработке и модернизации.

В пятом разделе приведены технологические процессы переработки грузов в оптовой и розничной торговле.

Система машин основана на технологических процессах переработки грузов в оптовой торговле, поэтому дается подробное описание технологического процесса переработки грузов на оптовых базах в зависимости от способа доставки грузов — автомобильным или железнодорожным транспортом.

Приводится перечень оборудования и средств механизации для выполнения каждой из операций, начиная с поступления товара, приемки, размещения на хранение, организации хранения до отборки товаров с мест хранения, подготовки к отпуску и отпуск товаров.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница