Программа дисциплины для студентов семей 2013 Содержание Глоссарии Лекции Практические занятия




Скачать 2.07 Mb.
страница 1/10
Дата 05.09.2016
Размер 2.07 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА г. Семей

Документ СМК 4 уровня

УМК




Учебно- методические материалы

«Аварийно- спасательное дело»



для студентов

Редакция № 4


УМК 042-16.1.46/03-2013



УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДИСЦИПЛИНЫ
«Аварийно- спасательное дело»

для специальности 5В073100

«Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Семей

2013

Содержание

  1. Глоссарии

  2. Лекции

  3. Практические занятия

  4. Самостоятельная работа студентов

  5. Перечень экзаменационных вопросов


Глоссарий
Аварийная ситуация - опасная ситуация, при которой избежать происшествия невозможно.

Аварийно-восстановительные работы - первоочередные работы по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений в коммунальных сетях, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий.

Аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Аварийно-спасательное формирование - самостоятельное или входящее в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.

Авария - повреждение механизма, машины, устройства, объекта, вызывающее перебой в работе и создающее угрозу жизни и здоровью людей.

Авиакатастрофа - катастрофа авиационной техники.

Акватория - участок водной поверхности в установленных границах района моря, океанна, озера, водохранилища или порта.

Антропогенная ЧС - авария или катастрофа, связанная с деятельностью человека.

Безопасность в ЧС - состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства, окружающей природы от опасности ЧС.

Биологическая безопасность - состояние защищенности людей, животных, растений, окружающей природной среды от опасностей, вызванных источником биологической ЧС.

Вулканическое извержение - период активной деятельности вулкана, когда он выбрасывает на поверхность земли раскаленные и горячие твердые, жидкие, газообразные вулканические продукты.

Выживание - способность человека жить в экстремальных условиях.

Гражданская оборона (ГО) - система оборонных, инженерно-технических и организационных мероприятий, осуществляемых в целях защиты гражданского населения.

Дальномер - прибор для определения расстояния.

Дегазация - нейтрализация или удаление аварийно химически опасных веществ.

Дезактивация - удаление радиоактивных веществ.

Дезинсекция - уничтожение вредных насекомых.

Дезинфекция - уничтожение или удаление возбудителей инфекционных болезней.

Демеркуризация-удаление ртути и ее соединений.

Депрессанты - лекарственные средства, используемые для снижения психического возбуждения.

Дератизация - уничтожение грызунов.

Дозиметрический контроль - определение дозы радиоактивного облучения.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждение транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Железнодорожная авария - авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава, прекращение движения поездов, гибель одного или нескольких человек, причинение людям телесных повреждений различной степени тяжести.

Жизнеобеспечение - система мероприятий и средств для поддержания жизни.

Защита населения в зоне ЧС - мероприятия, направленные на предотвращение или предельное сокращение людских потерь.

Защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники, имущества от опасностей, возникающих в результате ЧС.

Землетрясение - подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний (волн).

Зона бедствия - часть зоны ЧС, требующая дополнительной и немедленной помощи и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.

Зона вероятности ЧС-территория или акватория, на которой существует возможность возникновения ЧС.

Зона временного отселения населения - территория, откуда при угрозе или при возникновении ЧС эвакуируют или временно отселяют население с целью обеспечения безопасности.

Зона заражения- территория, акватория, в пределах которой распространены или куда привнесены опасные химические (биологические) вещества в концентрациях или количествах, создающих опасность для здоровья и жизни людей, наносящих вред окружающей природной среде.

Источник ЧС - опасное природное или техногенное явление, в результате котороговозможно возникновение ЧС.

Камнепад - падение обломков горных пород, каменных глыб и крупных каменных масс с крутых горных склонов.

Карантин - временная изоляция лиц, перенесших инфекционное заболевание.

Карта - чертеж поверхности Земли или звездного неба.

Катаклизм - резкий перелом, разрушительный поворот, катастрофа.

Катастрофа - событие с несчастными, трагическими последствиями, крупная авария с человеческими жертвами.

Комиссия по ЧС - функциональная структура, предназначенная для осуществления руководства и координации работ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на подведомственных территориях.

Комплекс технических средств для работы в ЧС - основные и вспомогательные технические средства, предназначенные для выполнения работ в зоне ЧС.

Лава - расплавленная, раскаленная жидкая или очень вязкая масса, изливающаяся на поверхность Земли при извержении вулкана.

Лавина - снежный обвал, масса снега, низвергающаяся с гор с огромной разрушительной силой.

Лаз - узкое отверстие для лазанья.

Ликвидация последствий ЧС - проведение в зоне ЧС разведки, неотложных работ, организация жизнеобеспечения пострадавших и населения.

Локализация - ограничение распространения.

Неотложные работы при ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Носилки спасательные вертолетные - индивидуальное спасательное средство, используемое для эвакуации раненных и больных с помощью вертолета.

Обвал - отрыв и падение отделившейся массы горной породы на крутых и обрывистых склонах.

Обвязка - элемент индивидуального страховочного снаряжения спасателя.

Обеззараживание - уменьшение до предельно допустимых норм загрязнения и заражения территорий, объектов, воды, продовольствия, кормов.

Облучение-воздействие на живой организм радиоактивного излучения.

Опасное природное явление-событие природного происхождения, которое по интенсивности, масштабу, продолжительности воздействия может оказать отрицательное действие.

Опасность в ЧС - состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне ЧС.т.е. на территории, на которой сложилась ЧС.

Оползень - отрыв и перемещение массы горных пород и земли вниз под действием силы тяжести.

Опыт- совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений.

Ориентация - определение местонахождения.

Ориентирование - определение местонахождения относительно сторон горизонта и окружающих предметов.

Особы (снежные оползни) - медленное смещение массы снега вниз по склону под действием силы тяжести.

Ост-восток: восточный ветер.

Осыпь - нанос вследствие осыпания горной породы.

Очаг землетрясения - область возникновения подземного удара.

Очаг поражения - ограниченная территория, в пределах которой произошли массовая гибель и поражение людей, животных, растений, разрушения объектов народного хозяйства.

Очистка территории - поиск, сбор и уничтожение опасных предметов, образовавшихся в результате Ч С.

Паводок - поднятие уровня воды в реках во время таяния снега или от ливней.

Падеж - повальная смертность животных во время эпидемии.

Пал - степной или лесной пожар.

Пандемия - массовое инфекционное заболевание людей.

Панзоотия - массовое инфекционное заболевание животных.

Панфитотия - массовое заболевание растений и резкое увеличение количества вредителей.

Площадь затопления-территория, покрытая водой во время наводнения.

Подготовка к ЧС - комплекс заблаговременно проводимых мероприятий для защиты населения и территорий.

Подтопление - проникновение воды в подземную часть здания.

Пожар - неконтролируемое горение, пламя, широко охватывающее что-то.

Пожарная опасность - возможность возникновения пожара.

Позывной - специальный сигнал, знак.

Полигон - место для проведения испытаний, проведения занятий.

Поражающий фактор источника ЧС - составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризующаяся физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями.

Потенциально опасный объект - объект, на котором может произойти ЧС.

Потери - выход из строя людей ввиду их гибели, ранений, травм, болезней.

Противогаз - средство защиты органов дыхания от газообразных веществ и пыли.

ПрироднаяЧС - ЧС, причиной которой являются силы природы.

Природная катастрофа - стихийное бедствие особо крупных масштабов и с наиболее тяжелыми последствиями, сопровождающееся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды.

Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий.

Пыльная буря - сильный ветер, способный выдувать и переносить в воздухе огромные массы почвы и песка.

Радиация - излучение, идущее от какого-либо предмета.

Радиоактивное загрязнение - наличие в атмосфере, воде, земле радиоактивных веществ.

Радиоактивность-распад атомных ядер, сопровождающийся активным радиоизлучением.

Разведка - обследование чего-нибудь со специальной целью.

Рация - переносная радиостанция.

Реактор - аппарат или устройство, действующее на основе различных типов физико-химических реакций.

Рельеф – строение земной поверхности.

Рефлекс - реакция живого организма на внешний раздражитель.

Риск-степень опасности испытать негативные воздействия или неудачи в предпринимаемых действиях.

Роза ветров - преимущественное направление и скорость ветров в определенном месте-

Санитарная обработка - механическая очистка и мытье кожных покровов и слизистых оболочек людей, подвергшихся заражению, а также обеззараживание их одежды и обуви при выходе из зоны ЧС.

Связка - несколько однородных предметов (людей), связанных вместе чаще всего веревкой.

Сгоны (нагоны) - непериодические изменения уровня воды в водоеме вследствие действия ветра и непостоянства атмосферного давления.

Сетка спасательная вертолетная- индивидуальное спасательное средство, используемое для спасения пострадавших, находящихся в воде, с помощью вертолета.

Сигнал оповещения - сообщение о возникновении ЧС.

Сигнальный патрон - пиротехническое сигнальное средство.

Силы и средства МЧС - силы и средства, предназначенные для предотвращения и ликвидации последствий ЧС.

Силы постоянной готовности-силы, находящиеся на дежурстве и предназначенные для быстрого проведения работ в зоне ЧС.

Сирена - устройство для подачи мощных звуковых сигналов.

Скорость подъема воды - величина прироста уровня воды при наводнении.

Смог-сильное загрязнение атмосферы выхлопными газами и промышленными отходами.

Спасатель-гражданин, подготовленный на проведение аварийно-спасательных работ.

Спасательный жилет - индивидуальное средство самостраховки при работе и пребывании в воде.

Спасательные средства - совокупность технических средств для спасения людей.

Спасение людей-действия по оказанию помощи людям в условиях возникновения ЧС и воздействия на людей опасных и вредных факторов.

Строп - приспособление для захвата грузов и перемещения их в пространстве.

Тайфун - ураган огромной разрушительной силы.

Такелаж - совокупность приспособлений для подъема и перемещения грузов.

Таль - грузоподъемное устройство.

Техногениая ЧС– ЧС, причина которой заключается в производственной деятельностичеловека.

Токсин - ядовитое вещество.

Топографическаякарта - подробная карта местности.

Траектория - путь движения тела или точки.

Ущерб - материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе ЧС.

Фюзеляж-корпус самолета.

Химическая авария - утечка или выброс опасных химических веществ.

Химовоз - наливное судно для перевозки жидких и расплавленных химических веществ (за исключением сжиженных газов), опасных для людей и окружающей среды.

-Цунами - морские волны, возникающие в результате подводных или прибрежных землетрясений.

Человеческий фактор-совокупность анатомических, физиологических и психологических особенностей человека, оказывающих влияние на эффективность его деятельности.

«Черный ящик» - устройство для автоматизированной записи важнейшей информации о состоянии воздушного судна, в том числе в аварийных ситуациях, для получения достоверных данных об обстоятельствах возникновения ЧС. Предмет для поиска при проведении поисково-спасательных работ.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Штормовое предупреждение - заблаговременное оповещение организаций и населения о возможности возникновения особо опасных гидрометеорологических явлений.

Эвакуация - вывоз, вывод людей из опасной зоны ЧС.

Эпидемия - широкое распространение болезни человека.

Эпизоотия - широкое распространение болезни животных.

Эпифитотия - широкое распространение болезни растений.

Эпицентр-область на поверхности Земли, расположенная над очагом землетрясения.

Ящур-острая инфекционная болезнь животных, передающаяся человеку.

2 Лекции

Лекция 1



Тема: Роль Закона РК об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей.

План


1 Основные принципы и задачи аварийно - спасательной службы Республики Казахстан

2 Деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб
Участившиеся ЧС мирного времени привели к необходимости создания специальной службы, отличающейся высоким профессионализмом и специальными знаниями при ликвидации последствий ЧС.

Аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования, структурно включающие в себя спасателей-исполнителей, выполняющих аварийно - спасательные и неотложные работы, спасателей - руководителей этих работ - младшего, среднего и высшего состава, вспомогательные службы технического обеспечения этих работ;
Аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно - спасательной службы структура, предназначенная для проведения спасательных и неотложных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
Спасательные работы - действия в зоне чрезвычайных ситуаций по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей среды, ее локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для нее опасных факторов;
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - деятельность по всестороннему обеспечению спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видах помощи, созданию условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;
Спасатель - гражданин, прошедший специальную подготовку и аттестацию (переаттестацию) на проведение спасательных и неотложных работ;
Статус спасателей - совокупность прав и обязанностей спасателей, установленных законодательством Республики Казахстан;
Аварийно-спасательные средства - техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии спасательных и неотложных работ, а также программные базы для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения спасательных и неотложных работ;
Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации - главное распорядительное и ответственное лицо, руководящее ведением работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, или назначенное центральным или местным исполнительным органом, к полномочиям которого отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Военизированная аварийно-спасательная часть - специализированная организация, предназначенная для круглосуточного обслуживания особо опасных по технологии и аварийности производств, действующая и руководствующаяся принципами единоначалия и выполняющая аварийно-спасательные работы в условиях повышенной опасности и допустимым риском для здоровья и жизни спасателей.
Законодательство Республики Казахстан об аварийно-спасательных службах и формированиях основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Закона Республики Казахстан "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" Закона Республики Казахстан "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (27 марта 1997 года г. Алматы), а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Настоящий Закон регулирует общественные отношения при организации и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливает статус спасателей.



Основными принципамидеятельности аварийно-спасательных служб и формирований являются:

- гуманизм и милосердие, предусматривающие приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- обязательность проведения спасательных и неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- единоначалие руководства аварийно-спасательными службами и формированиями;

- оправданный риск и обеспечение безопасности при проведении спасательных работ;

- постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению спасательных и неотложных работ.


Деятельность указанных служб основывается на гуманизме и милосердии. Приоритетными задачами являются спасение жизни и сохранение здоровья людей, а также защита окружающей среды.

На основе единоначалия руководства аварийно- спасательными службами и формированиями осуществляется обязательное проведение спасательных и неотложных работ. При этом допускается оправданный риск с обязательным обеспечением безопасности.
Основные задачи аварийно- спасательных служб и формирований:

1 Спасательные и неотложные работы по спасению и эвакуации людей;

2 Профилактические работы по обеспечению готовности к спасению пострадавших и ликвидации последствии ЧС;

3 Совершенствование профессионального мастерства спасателей и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб и формирований в постоянной готовности к работе в зоне ЧС;

4 Контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них спасательных и неотложных работ;

5 Проведение спасательных и неотложных работ на обслуживаемых объектах и территориях.


Государство оказывает всемерную поддержку аварийно-спасательным службам и формированиям, являющимся силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для чего:

- устанавливают систему льгот для аварийно-спасательных служб и формирований;

- оказывают содействие организациям, местным исполнительным органам в подготовке и оснащении создаваемых ими добровольных аварийно-спасательных формирований, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе подготовки спасателей;

- предусматривает систему мер по правовой и социальной защите спасателей;

- оказывает финансовую поддержку аварийно-спасательным службам и формированиям, исходя из интересов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
2 Деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб
Видами спасательных работ являются: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные, а также работы, связанные с тушением пожаров и ликвидацией медико - санитарных последствий ЧС.

Деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований носит особый характер, влечет неукоснительное выполнение всеми их работниками приказов и распоряжений руководителей названных служб и формирований. Эти требования распространяются также на добровольные аварийно-спасательные формирования с момента их привлечения к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.



Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований к выполнению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации проверяется в ходе аттестации и регулярных проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий центральным исполнительным органом по чрезвычайным ситуациям, органами государственного надзора, и местными исполнительными органами.

Постоянная готовность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований обеспечивается путем проведения систематических занятий и специальных тренировочных сборов по профессиональной подготовке и переподготовке их состава.

Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований в обязательном порядке оборудуется специальными приборами звуковых и световых сигналов, а также светографической раскраской установленного образца.

Руководители объектов, на которых созданы добровольные аварийно-спасательные формирования, проводят регулярные занятия по обучению спасателей специальным навыкам проведения аварийно-спасательных работ и обеспечивают их для этого специальной экипировкой.

Аварийно-спасательная служба Республики Казахстан


В Республики Казахстан аварийно-спасательные службы и формирования создаются:

- на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, в том числе военизированные горноспасательные, противофонтанные, газоспасательные, противопожарные, оперативно-спасательные и другие специализированные в области чрезвычайных ситуаций части и подразделения;

- на добровольных началах - добровольные аварийно-спасательные формирования, в том числе добровольные горноспасательные, - противофонтанные, газоспасательные и противопожарные формирования.
Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования создаются:

- республиканские (в том числе как республиканские государственные предприятия) - по решению центральных исполнительных органов;

- территориальные (в том числе как коммунальные государственные предприятия) - по решению местных исполнительных органов;

- объектовые (в организациях, для осуществления деятельности которых законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб и формирований) - руководством организаций.

Добровольные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников.

В случае особой необходимости по решению Президента Республики Казахстан в установленном порядке для проведения спасательных и неотложных работ при ЧС могут привлекаться воинские части и подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Республиканской гвардии.

В указанные службы принимаются граждане, достигшие 18 лет, признанные годными по медицинским показателям, прошедшие обучение по специальной программе и аттестованные на проведение спасательных работ.

При приеме граждан в профессиональные службы заключается трудовой договор( контракт), в котором закрепляются условия приема и увольнения, порядок оплаты труда, социальные гарантии и льготы.


Участие аварийно- спасательных служб и формирований в ликвидации ЧС

Привлечение указанных служб к ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС, а также планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях.

При привлечении профессиональных ААС должен быть обеспечен должный уровень защищенности объектов и территорий от экстремальных событий.

Для ликвидации ЧС назначаются руководители.

При региональных или глобальных ЧС полномочия определяются Правительством РК, при местном масштабе распространения – местными исполнительными органами, при ЧС на объектах- руководством организаций.

Руководители аварийно- спасательных служб и формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия назначенных по плану лиц.

Распоряжения руководителя являются обязательными для всех должностных лиц, граждан и организаций, оказавшихся в зонах ЧС.

При крайней необходимости руководители вправе принимать решения:

- об эвакуации;

- об остановке деятельности организации;

- о проведении спасательных и неотложных работ;

- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

- о разбронировании резервов;

- об использовании средств связи, транспорта и иного имущества;

- о привлечении добровольных АСС населения, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению спасательных работ и др.

При этом руководители обязаны своевременно информировать соответствующие государственные органы о принятых мерах и решениях.

В случае необходимости привлекаются силы и средства Министерства внутренних дел, Вооруженных сил РК, других войск и воинских формирований к ликвидации ЧС.

Законом определены правовые гарантиии деятельности спасателей, их статус, права и обязанности, а также режим работы ( службы) и отдыха, оплата труда.


Вопросы для самоконтроля:

1 Роль Закона РК «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей?

2 Назовите основные принципы и задачи аварийно - спасательной службы Республики Казахстан?

3Какова деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб?

4 На какой основе создаютсяаварийно-спасательные службы и формирования в РК?

5 Участие аварийно- спасательных служб и формирований в ликвидации ЧС?


ЛИТЕРАТУРА
1. Шубин Е.П. Гражданская оборона. М. 1996. С 96-105

2. Основы безопасности жизнедеятельности Учебное пособие АЧС РК, Алматы .2001 с- 52-71

3. Абдрахманов С.К. Спасатель. Алматы. Республиканские курсы ЧС и ГО. 2008. 1 книга. С. 250.

3. Приходько Н.Г, Безопасность жизнедеятельности. Высшая школа. Алматы . 2001. С-106-135.



4 Закона Республики Казахстан "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"27 марта 1997 года г. Алматы.

5. Закон Республики Казахстан « О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Алматы. 5 июля 1996 года.

6Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. Москва. 1979 .АТОМИЗДАТ

7 ГОСТ Р 22.0.03.-95. БЧС. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения /ИПК Издательство стандартов. 1995.


Лекция 2

Тема: Виды спасательных и неотложных работ. Планирование мероприятий по подготовке и применению сил и средств в чрезвычайных ситуациях.

План

1 Аварийно-спасательные службы и формирования. Создание аварийно-спасательных служб и формирований.

2 Состав аварийно-спасательных служб и формирований

К спасательным и неотложным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, водно-спасательные, противофонтанные работы, а также работы, связанные с тушением пожаров и ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, и другие специальные работы, проводимые в чрезвычайных и аварийных ситуациях, перечень которых может быть дополнен постановлением Правительства Республики Казахстан.


В Республике Казахстан аварийно-спасательные службы и формирования создаются:


На постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, в том числе военизированные горноспасательные, противофонтанные, газоспасательные, противопожарные, водно-спасательные, оперативно - спасательные и другие специализированные в области чрезвычайных ситуаций части и подразделения;

На добровольных началах - добровольные аварийно-спасательные формирования, в том числе добровольные горноспасательные, противофонтанные, газоспасательные, противопожарные и водно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования создаются:

- республиканские (в том числе республиканские государственные предприятия) и территориальные - по решению Правительства Республики Казахстан;

- объектовые (в организациях, для осуществления деятельности которых законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб и формирований) - руководством организаций.

Профессиональные водно-спасательные службы создаются местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы).

Добровольные аварийно-спасательные службы и формирования создаются организациями из числа своих работников.

Профессиональные аварийно-спасательные формирования оснащаются специальной техникой, оборудованием, снаряжением, экипировкой, инструментами, материалами и обеспечиваются кинологической службой.

Нормы оснащения профессиональных аварийно-спасательных формирований и обеспечения кинологических служб устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

2 Состав аварийно-спасательных служб и формирований


Состав и структура аварийно-спасательных служб и формирований определяются Правительством Республики Казахстан, водно-спасательных служб - местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы).

Комплектование аварийно-спасательных служб и формирований


1. Комплектование личного состава аварийно-спасательных служб и формирований осуществляется на добровольной основе.

2. В профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на должности спасателей, в организации образования по подготовке спасателей для обучения принимаются совершеннолетние граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально - психологическим качествам.

3. К исполнению обязанностей спасателей в аварийно-спасательных службах и формированиях допускаются граждане, достигшие 18 лет, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение спасательных и неотложных работ.

Средний, старший и высший руководящий состав аварийно-спасательных служб и формирований комплектуется из инженерно - технических работников обслуживаемых организаций.

4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор, в котором закрепляются условия заключения и прекращения трудового договора; особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда; социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб и формирований на дежурстве и при проведении спасательных и неотложных работ.

Регистрация аварийно-спасательных служб и формирований


1. Государственная регистрация профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований как юридических лиц производится в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Регистрацию (учетную) в установленном порядке аварийно-спасательных служб и формирований осуществляет центральный исполнительный орган по чрезвычайным ситуациям, водно-спасательных служб - местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы).



Вопросы для самоконтроля:

1Какие виды спасательных и неотложных работ вы знаете?

2Перечислите состав аварийно-спасательных служб и формирований?

3 Назовите мероприятия по подготовке и применению сил и средств в чрезвычайных ситуациях?



ЛИТЕРАТУРА
1. Шубин Е.П. Гражданская оборона. М. 1996. С 96-105

2. Основы безопасности жизнедеятельности Учебное пособие АЧС РК, Алматы .2001 с- 52-71

3. Абдрахманов С.К. Спасатель. Алматы. Республиканские курсы ЧС и ГО. 2008. 1 книга. С. 250.

3. Приходько Н.Г, Безопасность жизнедеятельности. Высшая школа. Алматы . 2001. С-106-135.



4 Закона Республики Казахстан "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"27 марта 1997 года г. Алматы.

5. Закон Республики Казахстан « О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Алматы. 5 июля 1996 года.

6Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. Москва. 1979 .АТОМИЗДАТ

7 ГОСТ Р 22.0.03.-95. БЧС. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения /ИПК Издательство стандартов. 1995.



Лекция 3

Тема: Силы Гражданской обороны, их состав, предназначение и порядок применения

Вопросы лекции:

1 Силы ГО.

2Формирования ГО.

Силы ГО предназначены для выполнения задач ГО по защите населения, организаций и территорий, проведения спасательных и неотложных работ в очагах поражения, химического, биологического, радиационного, бактериологического заражения в мирное и военное время.



Силы ГО состоят из:

  • воинских частей ГО РК,

  • территориальных и объектовых формирований ГО,

  • формирований служб ГО и ЧС,

  • оперативно-спасательных отрядов и пожарных частей.
    Использование сил ГО осуществляется по решению начальника

ГО соответствующего уровня.

По характеру использования силы ГО подразделяются на формирования повышенной готовности и постоянной готовности.

Сроки приведения в готовность сил ГО определяются нормативными актами, постановлениями, приказами соответствующего начальника ГО.

По международным нормам силы повышенной готовности, к которым относятся воинские части ГО и оперативно-спасательные отряды, должны быть ГОТОВЫ для работы в автономном режиме в течение 14 суток.

Это достигается обучением, подготовкой, плановыми тренировками и учениями. Уровень готовности определяется в ходе специальных проверок в установленном порядке, по соответствующим оценочным критериям.

В соответствии с законом о ГО на период проведения спасательных работ в районе крупномасштабных ЧС по специальному решению Правительства могут выделяться части Минобороны РК, МВД РК, подразделения и ведущие специалисты военизированных, аварийно-спасательных и специализированных формирований организаций, центральных и местных исполнительных органов.

Они включаются в состав общей группировки сил и средств и работают под оперативным руководством единого руководителя спасательными операциями.

Согласно полномочиям, каждые из составных частей сил ГО имеют свои конкретные задачи и условия деятельности, систему подготовки и организации обучения и аттестации специалистов. Но при этом для всех едиными руководящими и направляющими их деятельность документами по проведению спасательных работ являются закон о ГО, действующие Инструкция по ГО и Инструкция о формированиях ГО.

Особая роль среди сил ГО отводится воинским частям ГО РК.

В Казахстане действуют три воинские части ГО, укомплектованные профессиональными специалистами и всей необходимой аварийно-спасательной техникой, оборудованием и снаряжением.

Воинские части ГО предназначены для защиты населения, территорий и объектов хозяйствования при угрозе и возникновении ЧС в мирное и военное время.

В мирное время эти воинские части занимаются непосредственными задачами по постоянному совершенствованию своей профессиональной подготовки, участвуют при необходимости непосредственно в процессах обеспечения жизнедеятельности в отдельных регионах страны, в предупреждении ЧС, охране и доставке грузов гуманитарной помощи по назначению, в ликвидации возникших масштабных ЧС.

В военное время они занимаются вопросами прямого предназначения в зонах применения современных средств поражения, химического, биологического, бактериологического и радиационного заражения, в проведении эвакуационных работ и восстановлении жизнедеятельности объектов хозяйствования и территорий.

При объявлении мобилизации воинские части ГО входят в состав Вооруженных Сил РК.



Формирования ГО в силу своей наибольшей численности и приближенности к непосредственным очагам различных происшествий и чрезвычайных ситуаций составляют главную основу сил ГО РК.

Они предназначены для проведения спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении ЧС, применении современных средств поражения в мирное и военное время.

Согласно закону о ГО формирования ГО создаются по территориально-производственному признаку и подразделяются на территориальные и объектовые формирования.

Базой создания всех формирований ГО являются объекты.



Территориальные формирования предназначены для решения специфических задач на наиболее важных объектах, территориях региона самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями и во взаимодействии с придаваемыми силами.

Территориальные формирования создаются решением акима соответствующего уровня.

Состав и численность формирований определяется исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения, территорий и организаций в мирное и военное время, по следующим принципам:

-для регионов, подверженным землетрясениям, формирования ГО готовятся из расчета 1 спасатель на 10 человек населения,

-для промышленных регионов, подверженных наводнениям, пожарам и другим потенциальным опасностям, формирования ГО готовятся из расчета 1 спасатель на 15-20 человек населения.



Объектовые формирования предназначены для ведения работ непосредственно на объектах, но могут использоваться также и для ведения спасательных работ и вне объекта, для выполнения задач в интересах территорий.

Решение об этом могут принять местные исполнительные органы в установленном порядке.



Объектовые формирования создаются на предприятиях, в организациях и по месту жительства граждан приказом начальника ГО объекта.

Перечень территориальных и объектовых формирований, порядок их создания и функционирования, сроки приведения в готовность определяются «Инструкцией о формированиях ГО РК и примерных нормах оснащения».

В случае необходимости могут быть созданы и другие нештатные формирования Гражданской обороны, не входящие в установленный Перечень.

Решение об этом принимают соответствующие начальники ГО.

Для выполнения специфических задач на крупных предприятиях, в центральных исполнительных органах могут создаваться штатные специализированные формирования.

К формированиям ГО они не относятся, но могут привлекаться к ликвидации последствий ЧС в соответствии с утвержденными планами взаимодействия.

При необходимости на период ликвидации особо сложных ЧС, исходя из обстановки, решением местного исполнительного органа могут быть созданы сводные спасательные формирования ГО из числа существующих территориальных, объектовых и специализированных формирований ГО и т.д.

Общее руководство ими осуществляет руководитель спасательными работами.

Расформирование сводных формирований производится после окончания спасательных работ, что позволяет всем формированиям, включенным в сводные формирования ГО, приступить к выполнению задач по предназначению.

Штаты и нормы оснащения формирований ГО разрабатываются центральными и местными исполнительными органами, организациями по согласованию с территориальными органами МЧС.

Организационная структура формирований ГО может уточняться и совершенствоваться по мере необходимости и с учетом реальной обстановки.

Согласно Инструкции ответственность за создание, оснащение и поддержание в готовности формирований ГО несут акимы соответствующего уровня и первые руководители организаций.

Территориальные и объектовые формирования ГО по решению соответствующих начальников ГО могут включаться в состав формирований республиканских, областных, городских служб ГО и ЧС.

Службы ГО и ЧС создаются для обеспечения выполнения специальных мероприятий ГО и подготовки в этих целях сил и средств. Они

непосредственно подчиняются начальнику ГО. Базой для них служат организации, предприятия соответствующего профиля и назначения. На основе их создаются такие службы, как:



  • инженерные, медицинские, противопожарные и ООП,

  • информации, оповещения и связи,

  • радиационной и химической защиты, энергетики и транспорта,

  • обеспечения ГСМ, организации торговли и питания,

  • строительства, ремонта и поддержания дорог и мостов,

  • защиты животных и сельхозрастений и т.д.

Службы ГО и ЧС создаются постановлением Правительства РК, решениями акима соответствующего уровня, руководителя организации.

Перечень республиканских служб ГО и ЧС определяется Правительством РК. Положение о них утверждается Центральным исполнительным органом РК по ЧС.

Ответственность за готовность пунктов управления, сил и средств, служб ГО и ЧС возлагается на руководителей центральных и местных исполнительных органов и организаций, на базе которых они созданы.

Формирования ГО по предназначению делятся на:

- Основные формирования:


  • разведки

  • спасательные

  • инженерные

  • противопожарные

  • аварийно-технические

  • радиационно-химической защиты

- Обеспечивающие формирования:

* связи


  • материально-технические

  • транспортные

  • охраны общественного порядка

  • защиты животных и растений

  • другие.

Для ликвидации последствий ЧС мирного времени из числа существующих формирований ГО и штатных специализированных формирований создаются отряды экстренного реагирования постоянной готовности.

Численность одного отряда экстренного реагирования:



область — не менее 150 чел. городне менее 100 чел. район - не менее 50 чел .

Максимально возможное время приведения в готовность формирований ГО устанавливается:



  • не более 2 часов - для отряда экстренного реагирования;

  • не более 4 часов - для основных формирований;

- не более 6 часов - для всех остальных формирований.
Комплектуются формирования ГО мужчинами и женщинами трудоспособного возраста, за исключением:

  • инвалидов 1,2,3 группы

  • беременных женщин

  • женщин, имеющих ребенка до 8 лет

  • в военное время- военнообязанных, имеющих мобилизационное
    предписание.

Основными критериями готовности формирований ГО к выполнению задач ГО в мирное и военное время в целом за область, город, район, организацию являются следующие:

К выполнению задач формирования ГО оцениваются:



  • готовы,

  • ограниченно готовы,

не готовы.

Готовность формирований оценивается по следующим показателям:



  1. Укомплектованность формирований личным составом и основными специалистами.

  2. Оснащенность необходимым имуществом, техникой, оборудованием, средствами связи, материалами и т.д.

  3. Наличие плана приведения в готовность.

  4. Выполнение личным составом установленных нормативов.

Оперативно-спасательные отряды, как силы повышенной готовности, созданы в республиканском, региональном и местном масштабах. Представителями их являются Республиканский оперативно-спасательный отряд, региональные аэромобильные оперативно-спасательные отряды - Северный, Южный, Восточный, Западный, Центральный.

В ряде городов и областных центрах созданы местные оперативно-спасательные отряды, в отдельных отраслях - специализированные и военизированные аварийно-спасательные службы и отряды.

Характерной особенностью этих отрядов и служб является финансирование из средств республиканского бюджета.

Пожарные части, как силы постоянной готовности, созданы и действуют в составе противопожарной службы МЧС.
Вопросы для самоконтроля:
ЛИТЕРАТУРА
1. Шубин Е.П. Гражданская оборона. М. 1996. С 96-105

2. Основы безопасности жизнедеятельности Учебное пособие АЧС РК, Алматы .2001 с- 52-71

3. Абдрахманов С.К. Спасатель. Алматы. Республиканские курсы ЧС и ГО. 2008. 1 книга. С. 250.

3. Приходько Н.Г, Безопасность жизнедеятельности. Высшая школа. Алматы . 2001. С-106-135.



4 Закона Республики Казахстан "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"27 марта 1997 года г. Алматы.

5. Закон Республики Казахстан « О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Алматы. 5 июля 1996 года.

6Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. Москва. 1979 .АТОМИЗДАТ

7 ГОСТ Р 22.0.03.-95. БЧС. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения /ИПК Издательство стандартов. 1995.



Лекция 4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница
Автореферат
Анализ
Анкета
Бизнес-план
Биография
Бюллетень
Викторина
Выпускная работа
Глава
Диплом
Дипломная работа