Методические указания по определению видовой принадлежности водоплавающей дичи метод кольцевания и учета птиц




Скачать 6.56 Mb.
страница 1/33
Дата 12.09.2016
Размер 6.56 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА г. Семей



Документ СМК 3 уровня

Пособие по практике

ФП 042-1.01-2014

Пособие по практике

Редакция № 1

От « »____20____г.



Аграрный факультет

Кафедра «Животноводства и охотоведения с основами морфологии»




Пособие по практике

для специальности: 5В080300 «Охотоведение и звероводство»

Семей


2014

Предисловие
1 РАЗРАБОТАНО:
Составитель _________ «____»___________20____г. Туманбаев В. М. и. о. доцента кафедры «Животноводство и охотоведение с основами морфологии»

2 ОБСУЖДЕНО:


2.1 На заседании кафедры «Животноводства и охотоведения с

основами морфологии»

Протокол от «___»_______20___ года, № ___
Заведующий кафедрой_____________ Б. Ахметова

2.2 На заседании учебно-методического бюро Аграрного факультета


Протокол от «___»_____20____ года, № ___
Председатель _______________ Г. Джаманова

4 ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ

Содержание

1.Аннотация

2.Введение

3.Цели и задачи практики

4.Организация практики

5.Организация и проведение экскурсий.

6.Обязанности студента по прохождению практики.

7.Методика сбора гербариев

8.Методические указания по определению видовой принадлежности водоплавающей дичи метод кольцевания и учета птиц.

9.Методические указания по учёту охотничьих животных

в охотничьих

10.Краткая инструкция по троплению зверей

11.Методы проведения биотехнических работ

12.Методы проведения биотехнических работ

13. Методы таксидермии

14.Правила по технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием

15.Правовые основы охотоведения

16. Литература

Аннотация

Учебное пособие по практике предназначено для использования в качестве основного документа в период прохождения практик студентами, обучающимися по специальности 5В080300 «Охотоведение и звероводство». Пособие содержит сведения, обеспечивающие правовую основу деятельности егерей и охотоведов по охране, воспроизводству и использованию животного мира. Достаточно в полном объеме в пособие включены методические указания, используемые в непосредственной деятельности охотоведов в повседневной работе, освоение которых является обязательным в период подготовки высокообразованных специалистов.

Введение

Вместе с человеком формировалась экологическая среда с теми

сооружениями, которые выступают в роли искусственных абиотических

факторов. Промышленная деятельность человека и заменяет химический

состав атмосферы, влияющей на функционирование биологических

структур. Рядом с человеком формируется специфическая фауна и флора,

от состава которой зависит не только деятельность, но и здоровье

человека. В этой связи изучение видового состава и биологических

особенностей животных в антропогенных ландшафтах представляет

большой интерес для решения научных, учебных и производственных

задач.

Практика – важнейшая часть подготовки будущих охотоведов, она не может быть заменена никакими другими видами обучения, особенно если это касается полевой практики. Только с помощью наблюдений в природе за животным и растительным миром, сбора фактического материала о биологии животных, их поведении, выборе мест обитания, кормовой предрасположенности закрепляется теоретический курс обучения студентов-охотоведов.



Полевая егерская практика является завершающим этапом

изучения основных дисциплин и направлена на закрепление знаний,

полученных студентами в процессе лекционных и лабораторных занятий. Основная цель пособий по полевой практике заключается в

том, чтобы помочь студентам в освоении методов изучения диких животных.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов с

зоологическими объектами на полевой практике. Студенты должны

научиться ориентироваться в полевых условиях в многообразии

беспозвоночных животных, выделять фоновые виды, правильно оценивать

результаты своих наблюдений в процессе выполнения индивидуальных

заданий. Поэтому нами выбран биотопический принцип в построении

полевых исследований, а в описаниях даются характерные признаки птиц и животных, узнаваемые в охотничьих угодьях.

В список литературы включены определители, позволяющие уточнить

видовой состав и характеристику представителей, не вошедших в данное

пособие.


Учебно пособие предназначено для студентов-охотоведов в

качестве основного методического пособия в период прохождения ими учебной, производственной и преддипломной практик.

Пособие может быть рекомендовано учителям биологии и любителям природы.

Учебная и производственная практики— важнейшая часть подготовки студентов охотоведов и звероводов для работы в условиях современного охотничьего хозяйства, предприятиях по выращиванию пушных зверей, государственной инспекции по охране животного мира. Она не может быть заменена никакими другими видами биологической подготовки студентов. Только с помощью наблюдений в природе, экспериментов, сбора фактического материала можно практически закрепить теоретические знания, полученные в результате обучения, убедиться в сложности существующих в природе взаимосвязей организмов между собой и окружающей средой, познакомиться с местной фауной, познать основные биологические особенности позвоночных животных.

Цели и задачи практики.
Целью учебной практики является ознакомление обучающегося с биоразнообразием в районах экскурсий, биологией видов флоры и фауны, приобретение навыков работы с определителями насекомых, птиц, животных и растений, овладение знаниями проведения фаунистических наблюдений.
Производственная (егерская) практика — важнейшая часть подготовки студентов охотоведов и звероводов для работы в условиях современного охотничьего хозяйства, национальных природных парков, заповедниках и природных резерватах, предприятиях по выращиванию пушных зверей, в структурах государственной инспекции по охране животного мира. Цель производственной /егерской/ практики - на основе полученных теоритических знаний вооружить студентов навыками и приемами работы в условиях охотничьих хозяйств, охотничьих инспекций, служб по охране животного мира, национальных природных парков, заповедниках и природных резерватах, предприятиях по выращиванию пушных зверей, а также звероводческих хозяйств, при существующей конкуренции и тенденций изменения в данной отрасли.
Целью преддипломной практики является подготовка дипломной работы по выбранной теме, приобретение навыков и знаний для работы в области организации и ведения охотничьего хозяйства, инспекторской деятельности по охране растительного и животного мира и работы в звероводческих хозяйствах.

Преддипломная практика — важнейшая заключительная часть подготовки студентов охотоведов и звероводов для работы в условиях современного охотничьего хозяйства, предприятиях по выращиванию пушных зверей, государственной инспекции по охране животного мира

Ознакомление студентов с основными эколого-фаунистическими комплексами позвоночных животных района полевой практики, показ многообразия видов и сложности существующих в природе взаимодействий и взаимосвязей организмов между собой и окружающей средой возможно посредством ознакомления с населением позвоночных животных основных типов биотопов их биологическими особенностями, обучение использованию определителей для видового определения по внешнему облику, голосам и следам обитания и деятельности диких животных, понимание сезонной и многолетней динамики биоценозов. Особое внимание необходимо уделять видам, занесенным в Красную книгу.

Студенты во время практик должны приобрести навыки проведения экскурсий в природу, постановки длительных наблюдений за позвоночными животными и сборе коллекций без нанесения ущерба окружающей среде.

Познание основных принципов организации и методов проведения самостоятельных научных исследований разнообразия фауны и флоры, их экологии и значения в различных биотопах поможет студентам иметь более широкие знания о природе своего региона.

На основе формирование у студентов эколого-природоохранного мировоззрения, практического знакомства с особенностями биологии зверей и птиц будет происходить становление высокообразованных и грамотных специалистов-охотоведов.

Основной задачей производственной практики являются предоставить условия обучающимуся лично участвовать в следующих основных организационных и биотехнических мероприятиях по деятельности охотхозяйственных организаций непосредственно в процессе производства:

а) участие студента в воспроизводстве и охране запасов дичи, борьбе с хищниками, строительстве и охране гнездовых территорий различного происхождения;

б) участие студента в организации мероприятий по созданию кормовых запасов для диких зверей и птиц на зимний период, посев кормовых культур, заготовка веточного корма и др.;

з) участие студента в постройке, ремонте кормушек и солонцов, вывозе их в охотничьи угодья, выкладке и установке:

г) участие студентов в очистке и подготовке кормовых площадок, организации мест поения животных;

д участие студентов в организации подготовки аншлагов, противопожарной опашке угодий, проведении бесед с населением об охране животного мира и соблюдение мер противопожарной безопасности в период сельхоз работ в охотничьих угодьях;

е) участие студента в проведении учета диких зверей и птиц, составлении отчета, в ведении документации учета и отчетности;

ж) участие в планировании и проведении охот, организации сервиса для охотничьих коллективов.

За период прохождения практики студенты должны:

- изучить состояние охотничьего собаководства региона, использующиеся породы собак, условия их содержания, кормления, разведения, натаске и нагонки.

- научиться использовать теоретические знания при, делать выводы и заключения о состоянии биотехнических мероприятий, их эффективности, а также давать рекомендации по улучшению и совершенствованию всех биотехнических работ.

Руководители практики должны ознакомить студентов:

а) с организацией и экономикой охотничьего хозяйства, структурой подразделений, условиями взаимодействия, методами и приемами управления;

б) с организацией и проведением спортивно-любительской охотой, интурохотой и промыслом диких зверей;

в) с организацией и проведением инспекционной деятельности егерской службы.

г) научить методам проведения топографических работ.

д) научить определять кормность, защитность и гнездопригодность охотничьих угодий для различных видов птиц и животных.

е) научить обучающихся проводить биотехнические работы, а также организовать и проводить учет диких охотничьих животных и птиц.


Задачей преддипломной практики является предоставление студенту условий самостоятельно, на основании индивидуального задания набирать материал и подготовить дипломную работу. Дать возможность приобрести навыки и умение руководить коллективом охотничьего и звероводческого хозяйства, работать в условиях природных заповедников, национальных природных парков, государственной инспекции по охране растительного и животного мира, охотничьих обществ и т.д.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ.


Основной формой работы в условиях охотничьих хозяйств полевой по охотоведению служат выезды в охотничьи угодья. Они имеют важное образовательное значение. Под руководством преподавателя студенты-охотоведы учатся наблюдать животных в естественной для них обстановке, знакомятся с фауной позвоночных животных конкретного района. При правильной постановке практики студенты смогут узнавать животных по внешнему облику, по голосам, следам деятельности, устанавливать их биотопические и трофические связи, место и роль в биоценозах. Выезды являются основой для дальнейших, самостоятельных наблюдений студентов, позволят развивать полученные на практике навыки наблюдений за животными и проведении зоологических экскурсий, применять их затем в своей повседневной работе.

Следует отдавать предпочтение тем территориям, на которых соседствуют разные естественные ландшафты: леса, болота, водоемы, сельскохозяйственные поля, населенные пункты, где хорошо сохранились разнообразные биотопы и фауна позвоночных. Наиболее доступными объектами наблюдений служат земноводные, птицы, мелкие млекопитающие, на которых можно показать многие общебиологические закономерности. Важно, чтобы стационар располагал удобными помещениями для лабораторных занятий, отдыха, приготовления пищи, имел транспортную связь с городом. Во многих вузах используются специальные биологические станции, базы заповедников и охотничьих хозяйств.

На практике необходимо познакомить студентов с основными сезонными явлениями годового жизненного цикла позвоночных животных. Поэтому в последние годы многие вузы разбивают практику на три части: летнюю, осеннюю и весеннюю. Летняя практика наиболее важная часть полевой работы студентов, поскольку связана с изучением сложных, разнообразных явлений: питания, сезонных миграций и размножения животных. Необходимо, чтобы основная часть практики приходилась на время репродуктивного периода основного числа местных животных. Это апрель- май, когда гнездится большинство птиц, активны земноводные, мелкие млекопитающие. Весенняя практика приходится на конец апреля — май: в это время проходит массовая миграция птиц, размножение земноводных, выходят после зимовки мелкие зверьки и пресмыкающиеся. Осенью (конец сентября—октябрь) наблюдается подготовка животных к зиме: пролет птиц к югу, кочевки стай, оставшихся на зимовки, скопление амфибий и рептилий в местах зимовки, подготовка зверьков к перенесению неблагоприятных зимних условий. При удачном выборе сроков проведения практики можно получить максимум информации по экологии животных.

Практика складывается из следующих основных форм работы: экскурсий, самостоятельной работы студентов и отчетности.

Выезды в угодья с специалистами охотничьих хозяйств — основная форма работы, ей отводится наибольшее время. Студенты учатся распознавать виды животных по внешнему облику, голосам, следам деятельности; знакомятся с закономерностями их территориального размещения, структурой населения, важнейшими чертами биологии, существующими в природе взаимосвязями, выполняют различные биотехнические мероприятия и т. д.

Для повышения эффективности выездов необходимо заранее намечать маршруты с учетом объектов, которые могут встретиться. Однако при встрече любого другого животного не следует оставлять его без внимания. Во время выездов идет процесс постепенного ознакомления студентов с элементами основных методов научных исследований, сбор коллекционного материала, в основном следов деятельности животных: поедей, погрызов, погадок, пометов, опустевших гнезд и др. При этом важно не нанести вред животным.

Наиболее благоприятное время для проведения выездов — раннее утро, однако необходимо рационально использовать и остальную часть дня. Продолжительность выезда в среднем длится около четырех часов. Студенты должны иметь бинокль, компас, фотоаппарат и записную книжку. Специалист или преподаватель рассказывают о наблюдаемом животном, обращая внимание на его внешний облик, особенности поведения, биологию, систематическую принадлежность, места распространения и хозяйственное значение. При необходимости проводят измерения норы, гнезда, дупла, делают соответствующие зарисовки. Основные методы наблюдений - визуальные. Их по возможности следует дополнять экспериментами.

Во второй половине дня студенты обрабатывают материал: оформляют полевой дневник, переносят в него записи, которые ведутся в записной книжке кратко, нередко с элементами условных значков, схем, рисунков. При оформлении дневника все расшифровывается, уточняется, дополняется; используется специальная литература для уточнения полевых признаков животного, его биологии, распространения и т.д. Студенты разбирают принесенный материал по следам деятельности позвоночных животных, составляют коллекции, пишут этикетки.

.

Очень важно, чтобы к концу практики у студентов сложилась цельная картина общего характера и специфики фауны позвоночных исследуемого района, специфики работы охотоведа. Каждый студент записывает перечень и объем выполненной работы за период практики и дает анализ всем видам работ, заполняет ежедневно дневник, готовит отчет.



Самостоятельная работа имеет важное значение при подготовке будущего охотоведа. Студенты приобретают навыки сбора материала, его обработки, анализа, обобщения.
Организация и проведение экскурсий.

Преподаватель проводит экскурсию в природу с группами студентов в 10—12 (до 15) человек. Это примерно соответствует числу студентов в учебной подгруппе. Большее число экскурсантов затрудняет наблюдение за пугливыми подвижными животными из-за создаваемого большой группой людей шума, приводит к нарушению мест обитания животных. Примерно это же число людей предусмотрено на одного руководителя техникой безопасности при проведении экскурсий и походов в природу со студентами и школьниками.

Чаще всего экскурсии для наблюдений за позвоночными животными в природе проводятся в конце весны — начале лета, в период наибольшей активности животных, связанной с размножением. На этот период ориентировано в основном и настоящее руководство. В некоторых случаях специально оговариваются особенности проведения осенних экскурсий, например, для наблюдений за миграциями птиц. Зимние экскурсии имеют свою специфику, требуют специальной экипировки, нуждаются в особом оборудовании и подготовке.

Каждая экскурсия планируется и готовится заранее. Преподаватель определяет основную тему предстоящей экскурсии: животные леса, луга, поля, населенного пункта, болота, водоема. При этом он должен иметь в виду, что любая экскурсия будет в той или иной степени комплексной, например, при экскурсии в смешанный лес будут встречены представители классов птиц, млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Наиболее специализирована экскурсия по изучению пресноводных рыб, поэтому описание биологии, особенности наблюдений за пресноводными рыбами приводятся в специальном разделе настоящего руководства.

При подготовке экскурсии преподаватель по карте или плану местности намечает основной маршрут, проходит его заранее, отмечает возможные объекты для наблюдений: следы, поеди, погрызы, погадки, гнезда, норы и др. Он должен представлять, какие примерно животные (обычные и массовые виды) могут встретиться на экскурсии. Например, в некоторых районах области наиболее заметными и многочисленными будут птицы, намного меньше млекопитающих, увидеть их труднее, очень мало земноводных и пресмыкающихся .

Заранее следует подготовить оборудование и одежду. Одежда должна быть легкой и теплой. На ранние утренние экскурсии из-за обильной росы нужны резиновые сапоги, желательна теплая и легкая куртка (или свитер), которые днем при наступлении тепла, можно снять. В теплую солнечную погоду необходимы легкие головные уборы. Каждый студент должен иметь записную книжку и карандаш. Для наблюдений за птицами и крупными зверями необходим полевой бинокль (не менее 7 —8-кратного увеличения). Желательно иметь не менее одного бинокля на двух экскурсантов. Время для нахождения животного сократится, если каждый студент на экскурсии будет иметь собственный бинокль. На группу нужно иметь компас, план местности или подробную карту, измерительные инструменты (штангенциркуль, линейку, мерную ленту длиной 10—20 м). На экскурсии по изучению роющей деятельности зверьков нужно иметь саперную лопату. Для сбора следов деятельности животных: погрызов, погадок, старых гнезд и др. — необходимо иметь рюкзак и упаковочную или газетную бумагу. Каждый образец тщательно упаковывается и на него пишется этикетка, на которой указывается дата, географическое место и биотоп, фамилия коллекционера.

Очень желательно на группу иметь фотоаппарат (видеокамеру), портативный магнитофон (диктофон) для записи и воспроизведения голосов животных. Удобен на экскурсии полевой определитель птиц (млекопитающих и др.) с цветными изображениями животных.

Экскурсия проводится при благоприятной погоде. Не следует проводить экскурсию при обильных осадках, грозе, сильном ветре. Желательно выбрать такое время суток, когда животные наиболее активны и их легче будет наблюдать.

Экскурсия делится на несколько частей: вступление, основная часть и заключение. В начале экскурсии преподаватель делает небольшое введение, знакомит студентов с целью экскурсии, ее продолжительностью, примерным маршрутом. На первой экскурсии студенты должны познакомиться с географическим положением, рельефом, гидрографией района, почвами, растительностью. Преподаватель обращает внимание студентов на изменение естественных природных ландшафтов хозяйственной деятельностью людей. Напоминает, каковы правила поведения на экскурсии, объясняет, почему важно строго соблюдать их. Показывает, как правильно пользоваться биноклем, чтобы быстро обнаружить подвижное животное на значительном расстоянии, как незаметно подойти к нему, чтобы рассмотреть, услышать, зарисовать, сфотографировать. Студенты визуально определяют и записывают в записные книжки состояние погоды: ясность солнечного сияния, степень и характер облачности, наличие или отсутствие тумана, дымки, осадков, направление и силу ветра. После такой небольшой вступительной беседы и определения состояния погоды группа направляется на экскурсию.

Важно соблюдать определенный порядок следования на экскурсии: преподаватель идет впереди, студенты следуют за ним компактной группой. При обнаружении животного преподаватель делает знак, чтобы все остановились и обратили внимание на наблюдаемый объект.

На экскурсии преподаватель рассказывает только о том, что удается наблюдать. Результаты экскурсии представляют собою то, что студентам удалось наблюдать, услышать, зарисовать, измерить (сфотографировать, снять камерой), записать в записную книжку. Преподаватель дает лишь небольшие пояснения наблюдаемым явлениям. Экскурсия не должна превращаться в длительные монологи преподавателя, тем более в его лекцию. Основа экскурсии — это наблюдения и небольшие самостоятельные работы студентов. Они рассматривают, определяют, измеряют, рисуют схемы. Записи делаются краткими, с использованием значков, в дальнейшем в лаборатории во время камеральной обработки собранного материала студенты расшифровывают полевые записи.

Используя специальную литературу, каждый студент составляет дневник полевой практики, в котором помещает все собранные и обработанные в лаборатории сведения. Дневник может быть хронологическим, когда в него последовательно вносятся сведения по каждой следующей друг за другом экскурсии. В этом случае в хронологическом дневнике бывает много повторов, требуется специальная работа для обобщения наблюдений в конце практики. Более совершенную форму представляет собою систематический дневник. В него в систематическом порядке на отдельных страницах дневника вносятся наблюдения по каждой встрече и каждому наблюдению за животным. Так последовательно заполняются систематический дневник. Наиболее заполненными становятся страницы, посвященные обычным и многочисленным видам, которые часто встречаются на экскурсиях. Нужно тщательно описывать маршрут, природную обстановку (рельеф, растительность и др.), погодные условия каждой экскурсии. Помещают эти описания обычно в начале дневника. На странице, посвященной каждому виду, отмечается дата, место встречи и что удалось наблюдать. Здесь же делаются необходимые рисунки, схемы. Тем самым в процессе заполнения систематического дневника делается первичная обработка и систематизация наблюдаемых явлений.

Обычно экскурсия продолжается 3 — 4 часа, за которые начинающие практиканты проходят 3 — 5 км, опытные 5 — 7 км.

Следует обратить особое внимание на обучение студентов способности узнавать животных в природе по внешнему облику, голосам, следам деятельности. Для этого требуется неоднократное наблюдение, последовательность и целенаправленное внимание студентов. Одна из важнейших задач полевой практики — научить студентов узнавать животных «в лицо», уметь распознавать их в разной обстановке. Специальные усилия требуются для того, чтобы студенты научились узнавать виды птиц по голосам: пению, позывам, тревожным сигналам и др.

Большую пользу в обучении оказывают магнитофонные записи пения птиц. Можно использовать магнитофонные записи голосов птиц и во время экскурсий, например, в лесу для подманивания скрытно держащихся видов. В конце практики, на зачетной экскурсии студенты должны продемонстрировать, как они усвоили материал, научились наблюдать животных, распознавать их по голосам, внешнему облику, следам деятельности.

В конце экскурсии подводятся ее итоги, отмечаются все наблюдаемые виды животных, уточняется фенологический период их жизни, отмечаются редкие, обычные и многочисленные виды.


ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ.
Перед выездом на летнюю учебно-полевую практику все студенты должны пройти медицинский осмотр на соответствие здоровья условиям прохождения практики. Студенты, выезжающие на летнюю практику по биологическим и охотоведческим дисциплинам обязаны:

При движении автобуса соблюдать правила проезда в автотранспорте:

- не высовываться из окон, не ходить по салону, не курить и не сорить, не загромождать проход, не отвлекать водителя разговором или иным действием;

-при посадке и выходе из автобуса не создавать скученности у входа и выхода, соблюдать очередность посадки и высадки, установленную преподавателем.

Соблюдать правила противопожарной безопасности. Студентам без разрешения руководителя практики запрещается заходить в лес, разводить костер в лесу, курить во время экскурсии, бросать окурки и спички не потушеными. Курить разрешается во время привала, при этом окурки и спички должны быть потушены. Костер разрешается разводить в строго отведенном месте. На период отдыха студентов у костра назначается ответственный из числа студентов, который должен по окончании отдыха затушить костер. Ответственного студента назначает руководитель практики или его заместитель. В случае возникновения пожароопасной ситуации студент обязан срочно сообщить об этом руководителю практики или преподавателю, проводившему практику. Студентам запрещено курить, баловаться с огнем, разводить костер вблизи палаток.

Изучить и строго выполнять правила внутреннего распорядка дня летнего учебного лагеря, если такой будет пользоваться.

Бережно относиться к окружающей среде.

Во время экскурсии студентам запрещается:

- ловить и брать в руки неизвестные виды животных, особенно грызунов, рептилий, пауков, жалящих насекомых,

- использовать в пищу или пробовать на вкус неизвестные виды растений,

-опережать группу или отставать от нее без разрешения преподавателя,

- нарушать требования транспортировки отловленных змей, животных, пауков и т.д.

-посещать во время экскурсии населенные пункты без разрешения преподавателя,

Запрещается отлучаться без разрешения руководителя практики, его заместителя и преподавателя, проводившего практику.

Запрещается садиться в попутный транспорт, необорудованный для целей перевозки пассажиров.

При проведении камеральной обработки отобранных образцов соблюдать требования безопасности и личной гигиены.

Строго соблюдать правила поведения на воде:

- купаться разрешается только в отведенных местах, в пределах границ лагеря,

- разрешается заходить в воду на глубину до верхнего плечевого пояса,

- запрещается переплывать вплавь или лодке реку Иртыш,

- во время купания запрещается устраивать игры, баловаться на воде, нырять в неизвестные по безопасности места,

- запрещается входить в воду разгорячеными,

- разрешено купание только в составе группы, после постановки в известность руководителя практики или дежурного по летнему лагерю,

- в экстренных случаях подавать сигнал громко голосом о необходимости срочной помощи,

- при движении судна по воде не находиться на пути его следования,

- при передвижении по реке судоходным транспортом соблюдать дисциплину и указания преподавателя или руководителя практики.

Не употреблять в пищу продукты питания сомнительного качества.

При любых травмах, а также недомоганиях срочно ставить в известность руководителя практики или преподавателя.

При заболевании не заниматься самолечением и не употреблять лекарственные средства неизвестного происхождения и качества.

Во время экскурсии пить напитки или воду разрешается из прозрачных бутылок, следует убедиться, что в бутылку не попали пчелы или осы и др. жалящие насекомые.

При обустройстве палатки или ночлега убедиться в отсутствии насекомых, рептилий и т.д. в палатке, в постельных принадлежностях, одежде, при присутствии удалить за пределы палатки.

- Выполнять действующие правила охраны труда, техники безопасности, учебно-производственной санитарии,

- Своевременно явиться в пункт отправки студентов на полевую учебную практику,

- Приобрести и иметь при выезде на летнюю учебно-полевую практику средства личной гигиены, сменную одежду, дождевик, обувь, мази от комаров и мошек, тетради, авторучки, необходимые лекарственные средства и др. принадлежности по усмотрению студентов.

- При движении на автотранспортном средстве к месту прохождения практики соблюдать правила проезда (не открывать двери при движении, не высовываться из форточек, не сорить, не загромождать проход в салоне автобуса, не разговаривать с водителем).

- При выезде на практику и при возвращении участвовать в погрузке и разгрузке учебного материала, лабораторных принадлежностей, предметов быта.

- Изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и учебно-производственной санитарии.

- Получить и выполнить задание, предусмотренное программой практики, тщательно вести дневник по практике. Получить индивидуальное задание по сбору материала (гербарий трав, коллекция животных для выполнения курсовых работ, наблюдения за птицами и животными).

- Представить в срок преподавателю, проводимому практическое обучение отчет о практике в письменном виде и соответствующей форме. В отчете должны содержаться: данные о выполнении полученных заданий, документация, предусмотренная программой практики, гербарии трав и коллекции животных, дневник.

- В срок, указанный графиком зачетов сдать зачет по практике.

- Участвовать в хозяйственно-бытовых работах по обустройству летнего лагеря и уборке территории, предусмотренных планом.

- Дежурить согласно графику дежурств и добросовестно выполнять обязанности.

- Без письменного разрешения руководителя практики не отлучаться с территории летнего лагеря. При получении разрешения, студент обязан вернуться в срок, определенный руководителем практики.

- Не принимать участие в работах и мероприятиях, не предусмотренных условиями учебной практики или плана хозяйственно-бытовых работ.


 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница