Образовательная программа «Школа юнармейца»




Скачать 0.58 Mb.
страница 1/3
Дата 10.10.2016
Размер 0.58 Mb.
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»



Принята методсоветом

Протокол № ___

от «____»____________20___г




«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУДОД «ЦДТ»
_______________/Старцева Н.Н./



Рабочая

дополнительная общеобразовательная программа

«Школа юнармейца»

Военно-патриотический клуб «Ратник»

Направленность – военно-патриотическая

Возраст учащихся - 11-17 лет.

Продолжительность образовательного цикла – 3 года.


Составители:

педагоги дополнительного образования

Канева Татьяна Николаевна,

Зеленкин Николай Павлович

Сыктывкар



Оглавление




1. Пояснительная записка


3


2. Учебно-тематический план

8

3. Содержание разделов и тем программы.

1-й год обучения



11

2-й год обучения

15

3-й год обучения

20

4. Условия реализации программы.

28

4.1. Материально-техническое обеспечение

28

4.2. Методическое обеспечение

29

5. Список литературы

33


I. Пояснительная записка

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании».



Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний.

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа модифицированная, рассчитана на 3 года.

В основу данной программы положены программы, разработанные:

- педагогом-организатором РЦДО РК Биченовым Алексеем Александровичем;

- педагогом дополнительного образования ДЮЦ г. Петрозаводска Акуловым А.А., (опубликована в Интернете на сайте Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр г. Петрозаводска»);

В настоящей дополнительной общеобразовательной программе нашли отражение требования федеральных законов: «Программа гражданско-патриотического воспитания молодежи», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О защите населения и территорий от ситуаций природного и техногенного характера».

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.



Цель программы: приобщение учащихся к изучению военной истории, патриотических традиций Вооружённых сил России, формирование основ здорового образа жизни посредством включения обучающихся в активную деятельность военно-патриотического клуба.

Задачи:

Воспитательные:

- вырабатывание позитивного отношения к историческому прошлому своей Родины, к службе в рядах Российской армии, уважения к старшему поколению, к окружающим людям;

- формирование правильного представления о гражданственности и патриотизме, товариществе, любви и уважении к Родине, чувстве долга, достоинстве, ответственности;

- развитие личностных качеств, таких как смелость, ответственность, честность, порядочность, мужество, активная жизненная позиция, сила воли, стойкость, упорство в достижении цели;

- развитие физических качеств, таких как выносливость, ловкость, мышечная сила, меткость, гибкость, координация движений;

- формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.


Обучающие:

- получение представлений о сложном пути развития Отечества;

- получение опыта творческой деятельности;

- усвоение сопутствующих технологий и умений через игровую, познавательную и трудовую деятельность;

- подготовка учащихся к службе в Вооруженных силах России и поступлению в специализированные военные учебные заведения;

- приобретение знаний по огневой, строевой, туристической, военно-исторической подготовке;

- получение первичного личного опыта по строевой, огневой, туристической, военно-исторической, физической подготовке, выживанию в экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, правилам дорожного движения, действиям при возникновении ЧС;

- приобретение личного опыта, навыков через занятия в клубе, участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях, участие в гражданско-патриотических мероприятиях различного уровня;

- формирование личностных качеств ученика, ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей в области военного дела и гражданско-патриотического воспитания;

- компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, гигиены, медицины; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.


Развивающие:

- развитие умений в стрельбе, рукопашном бою, туризме, выполнении строевых команд, оказании первой медицинской помощи;

- развитие познавательного интереса к военному делу;

- развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку;

- развитие мотивации к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:

•гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;

•приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

•непрерывности образования и воспитания;

•воспитывающего обучения;

•учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;

•обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды - ситуации успеха и развивающего общения;

•содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.


Организационно – педагогические основы обучения

Военно-патриотический клуб «Ратник» является разновозрастным объединением, построенным на принципах гуманистического воспитания, активного взаимодействия с общественными организациями города и Республики, пропаганды здорового образа жизни и самореализации участников объединения.

В воспитательной системе клуба важным элементом является принцип членства в Клубе. В этом возрасте для подростка важна коллективно-оценочная характеристика. Общение с группой, отношение группы к данному подростку является одним из основных мотивов его деятельности.

Состав учащихся – школьники 5-11 классов Эжвинского района г. Сыктывкара. Возраст: 11-17 лет.

Условия набора - по желанию и интересу, при наличии справки от врача о разрешении на занятия физическими упражнениями. Пол и наличие предварительной специальной подготовки значения не имеют.

Количественный состав групп:

1 год обучения -15 человек;

2 год обучения – 12 человек;

3 год обучения – 10 человек.



Сроки реализации программы - 3 года.

Режим занятий:

1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 уч.часа. Всего-4 ч. в неделю, 144 ч. за уч. г.

2 год обучения: 2 раза в неделю по 2 уч.часа. Всего-4 ч. в неделю, 144 ч. за уч. г.

3 год обучения: 3 раза в неделю по 2 уч.часа. Всего-6 ч. в неделю, 216 ч. за уч. г.


Национально-региональный компонент реализуется в таких разделах программы, как «Туристическая подготовка», «Гражданская оборона», «Военная история», «Основы выживания в экстремальных условиях».
Основные формы учебных занятий:

1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.

2. Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.

3. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.

4. Совместная деятельность педагога и учащихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.

5. Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим памятным датам.

6. Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.

Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:



  • клубный день (собираются все группы, приходят интересные люди, идет беседа, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.);

  • походы по знаменательным историческим местам;

  • участие в соревнованиях по традиционным и боевым искусствам;

  • учебные семинары;

  • помощь ветеранам войн;

  • вахта памяти;

  • показательные выступления.

Формы подведения итогов: зачеты, тесты, соревнования, игровые программы, творческие отчеты.

Прогнозируемые результаты:

  • освоение базовых знаний начальной военной подготовки;

  • освоение основ безопасности жизнедеятельности;

  • освоение базовых принципов коллективно-групповой деятельности;

  • личностный рост в коммуникативной сфере, организаторских навыках;

  • формирование способности к рефлексии, этическому самоопределению.


Механизм оценки результатов.

  • Освоения обучающих программ: посредством игровой командной деятельности, зачетов, сборов, соревнований.

  • Роста организаторских умений: по результатам участия в организации мероприятий, проектов и программ на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов.

  • Личностного роста: на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов.


II. Учебно-тематический план

1 год обучения

4 часа в неделю, 144 часа в год

П.н.


Тема


Количество часов


Всего


Теория

Практика

1.



Вводное занятие

2

2

-

2.



Общефизическая подготовка

18

2

16

3.



Основы безопасности жизнедеятельности

24

10

14

4.



Основы туризма и ориентирования

20

10

10

5.



Стрелковая подготовка

20

8

12

6.



Строевая подготовка

20

4

16

7.



Военная история . Поля ратной славы.

10

10

-

8.




Виды оружия и боевой техники

20

10

10

9.



Выездные и досуговые мероприятия

10




10



ИТОГО


144


56


88

2 год обучения

4 часа в неделю, 144 часа в год

П.н.


Тема


Количество часов


Всего


Теория

Практика

1.



Вводное занятие

2

2

-

2.



Приемы самообороны

38

6

32

3.



Чрезвычайные ситуации. Выживание в чрезвычайных ситуациях. Первая медицинская помощь.

24

10

14

4.



Военная топография

20

10

10

5.



Стрелковая подготовка

20

8

12

6.



Строевая подготовка. Знаменная группа

20

6

14

7.



Военная история. Великие полководцы.

10

10

-


8.

Выездные и досуговые мероприятия

10




10


ИТОГО


144


52


92


3 год обучения

6 часов в неделю, 216 часов в год

П.н


Тема


Количество часов


Всего


Теория

Практика

1.



Вводное занятие

2

2

-

2.



Основы военной подготовки

36

6

30

3.



Уставы Вооруженных сил

8

8

-

4.



Туристическая подготовка. Выживание в экстремальных условиях

20

10

10

5.



Гражданская оборона

30

10

20

6.



Основы медицинских знаний

26

16

10

7.



Стрелковая подготовка

40

10

30

8.



Строевая подготовка. Плац-парад

30

10

20

9.



Военная история . История Великой Отечественной войны

14

14

-


10.

Выездные и досуговые мероприятия

10




10


ИТОГО


216


86


130


III. Содержание изучаемого курса

дополнительной общеобразовательной программы

1 год обучения

П.н.


Тема


Количество часов


Всего


Теория

Прак.

1-2



1. Вводное занятие.

Вводное тестирование


2

2

-



2. Общефизическая подготовка


18


2


16

3-4

Техника безопасности при выполнении физических упражнений

Основы гигиены и закаливания



2

2




5-6

Строевые и разогревающие упражнения

2




2

7-8

Упражнения на гибкость, развитие осанки, равновесия и координации

2




2

9-10

Упражнения на развитие силы, скоростно-силовых качеств, на силовую, скоростную и специальную выносливость

2




2

11-12

Упражнения на реакцию и ловкость, акробатические упражнения

2




2

13-14

Подвижные игры и эстафеты

2




2

15-16

Эстафеты

2




2

17-18

Метание гранаты, мяча

2




2

19-20

Зачет «ОФП»

2




2


3. Основы безопасности жизнедеятельности



24


10


14


21-22

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

2

2




23-24

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, военного характера

2

2




25-26

Средства индивидуальной защиты. Индивидуальная аптечка

2

2




27-28

Применение средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания

2




2

29-30

Изготовление средств индивидуальной защиты из подручных средств

2




2

31-32

Правила поведения в условиях техногенных катастроф

2

2




33-34

Правила поведения в условиях стихийных бедствий

2

2




35-36

Выполнение поиска пострадавших. Оказание первой медицинской помощи, транспортировка пострадавшего

2




2

37-38

Отравляющие вещества. Радиоактивные вещества. Приборы для определения радиации

2




2

39-40

Работа с приборами для определения отравляющих веществ

2




2

41-42

Обнаружение радиоактивного источника

2




2

43-44

Зачет «Чрезвычайные ситуации. Действия в чрезвычайных ситуациях» Тест.

2




2


4. Основы туризма и ориентирования



20


10


10

45-46

Основы туризма. Личное и общественное снаряжение. Турснаряжение по видам туризма

2

2




47-48

Подготовка личного и общественного снаряжения

2




2

49-50

Рюкзак . Палатка . Укладка рюкзака. Установка палатки

2




2

51-52

Виды костров. Способы разведения огня.

2

2




53-54

Разведение костра. Меры безопасности. Практическая работа.

2




2

55-56

Бивак. Устройство бивака.

2

2




57-58

Обустройство бивака. Практическая работа

2




2

59-60

Определение сторон горизонта. Компас.

2

2




61-62

Топографические знаки.

2

2




63-64

Зачет «Основы туризма». Тест.

2




2


5. Стрелковая подготовка


20


8


12

65-66

Техника безопасности при обращении с оружием. Виды оружия.

2

2




67-68

Устройство автомата Калашникова

2

2




69-70

Разборка автомата Калашникова

2




2

71-72

Сборка автомата Калашникова

2




2

73-74

Сборка и разборка автомата Калашникова на время

2




2

75-76

Пневматическая винтовка. Устройство. Применение.

2

2




77-78

Стрельба из пневматической винтовки. 10 м. Положение стоя .

2




2

79-80

Стрельба из пневматической винтовки.10м . Положение лежа.

2




2

81-82

Пневматический пистолет. Устройство. Применение.

2

2




83-84

Зачет «Стрельба из пневматической винтовки. Сборка-разборка автомата Калашникова». Выполнение нормативов.

2




2


6. Строевая подготовка


20


4


16

85-86

Понятие «Строй», «Шеренга», «Колонна»

2

2




87-88

Построение по команде

2




2

89-90

Строевой шаг

2




2

91-92

Повороты на месте

2




2

93-94

Повороты в движении

2




2

95-96

Приветствие. Сдача рапорта

2




2

97-98

Передвижение строем

2




2

99-100

Понятие о дисциплине через строевые упражнения

2

2




101-102

Строевая песня. исполнение

2




2

103-104

Зачет «Строевая подготовка». Выполнение команд.

2




2


7. Военная история. Поля ратной славы.


10


10

-


105-106

Невская битва. Битва на Чудском озере

2

2




107-108

Куликовская битва

2

2




109-110

Бородинское сражение

2

2




11-112

Полтавская битва

2

2




113-114

Зачет «Поля ратной славы». Тест

2

2





8. Виды оружия и боевой техники


20


10


10

115-116

Оружие древних и средних веков. Холодное оружие. Осадные орудия. Доспехи

2




2

117-118

Оружие нового времени (до середины XIX века)

2




2

119-120

Оружие XX века. Автоматическое оружие. Сборка-разборка автомата

2




2

121-122

Оружие XX века. Сухопутная боевая техника

2

2




123-124

Оружие XX века. Морская боевая техника

2

2




125-126

Оружие XX века. Ракетная техника

2

2




127-128

Оружие XX века. Взрывчатые вещества. Работа с миноискателем

2




2

129-130

Оружие XX века. Оружие массового поражения

2

2




131-132

Оружие XXI века. Современное оружие и военная техника Российской армии.

2

2




133-134

Итоговый зачет «Оружие и военная техника». Тест.

2




2


9. Выездные и досуговые мероприятия


10





10

135-136

Экскурсия

2




2

137-138

Экскурсия

2




2

139-140

Встреча с ветеранами боевых действий

2




2

141-142

Поход

2




2

143-144

Поход. Итоговое занятие.

2




2


ИТОГО


144


56


88
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница